Серый Крокодил (grey_croco) wrote,
Серый Крокодил
grey_croco

Category:
  • Mood:

День в истории

А ведь вчера, кроме годовщины смерти В.И.Ленина, была еще одна годовщина. Но рождения.

21 января 1885 года родился итальянский конструктор дирижаблей и знаменитый полярный исследователь Умберто Нобиле (1885 - 1978).




Умберто Нобиле родился в Лауро (Авеллино) в семье юриста. Обучался в частной и государственной школах, лицее в Неаполе. По окончании инженерно-математического факультета университета в Неаполе пошел работать в дорожно-мостовое управление. Год спустя перешел в генеральную инспекцию железных дорог.

В 1910 году в Неаполе впервые увидел полеты французского летчика Кине на биплане «Фарман», после чего увлекся воздухоплаванием. Подал документы в училище в Риме, которое готовило специалистов по сооружению воздухоплавательных аппаратов. По его окончании снова возвратился в Неаполь. В 1914 году, в начале первой мировой войны, был направлен на военный завод, где строились и испытывались воздухоплавательные аппараты для военно-морского флота. Участвовал в испытании нескольких видов дирижаблей.

В 1916 году предложил разработанный в содружестве с Уго Пеше проект нового дирижабля «О» (от итальянского observatore - наблюдатель). Проект был одобрен, и завод изготовил пятнадцать таких дирижаблей. В 1917 году Нобиле был назначен на пост заместителя директора завода и навсегда связал свою судьбу с дирижаблестроением.

В 1919 году уже в качестве директора завода приступил к строительству нового дирижабля «T-34», рассчитанного на трансатлантические перелеты. Весной 1924 года Нобиле встретился с известным норвежским полярным исследователем Амундсеном, который хотел заказать два гидроплана для полета к Северному полюсу. Приезд Амундсена и планы его предстоящей экспедиции широко освещались в газетах. Именно тогда Нобиле пришел к выводу, что для географических исследований целесообразнее использовать дирижабль, чем самолет.

Год спустя после безуспешной попытки достичь полюса на гидропланах Амундсен пригласил Нобиле участвовать в экспедиции на итальянском дирижабле через весь Северный Ледовитый океан от Свальбарда до северных берегов Аляски, покрыв расстояние более чем в 3500 километров. В апреле 1926 года усовершенствованный для полетов в условиях Арктики дирижабль «N-I», или «Норге», как называл его Амундсен, вылетел из Рима и через Пулеме (Англия) и Осло прибыл в Гатчину под Ленинградом, покрыв за пять дней расстояние в 4300 километров.

11 мая из Кингсбея «Норге» начал перелет через Полярный бассейн. Экипаж дирижабля состоял из тринадцати человек: шести итальянцев, шести норвежцев, одного шведа и трех участников экспедиции, не имевших отношения к управлению воздушным кораблем: Амундсена, Элсуорта и журналиста Рамма. Командиром корабля был Нобиле.

12 мая «Норге» достиг Северного полюса. С борта дирижабля были сброшены три флага: норвежский, американский и итальянский. «Норге» проследовал дальше, двигаясь вдоль 150° западной долготы, и 13 мая пересек Северное побережье Аляски. По плану дирижабль должен был приземлиться в Уэйнрайте, но, подсчитав, остатки горючего, Нобиле решил лететь до Нома. Берингов пролив встретил их ураганным ветром и густым туманом. Пришлось изменить маршрут и приземлиться у эскимосского селения Теллер в ста километрах от Нома. Перелет из Кингсбея в Теллер протяженностью 5300 километров над неизведанными просторами Ледовитого океана стал одним из самых значительных достижений в истории воздухоплавания.

В 1928 году Нобиле возглавил итальянскую экспедицию к Северному полюсу на дирижабле «Италия». Стартовав в Кингсбее 23 мая, «Италия» при сильном попутном ветре уже на следующий день достигла полюса. Снизившись до ста метров, члены экспедиции сбросили на лед итальянский флаг и большой дубовый крест, врученный им папой Пием XI. Затем вновь набрали высоту и отправились в обратный путь.

Однако возвратиться в Кингсбей «Италии» не было суждено: 25 мая дирижабль потерпел катастрофу. Первым, кто услышал от радиста дирижабля сигнал бедствия, был радиолюбитель Шмидт из архангельского села Вознесенье-Вохма. 23 июня шведский пилот Лундборг снял с дрейфующей льдины тяжелораненого Нобиле. Остальных членов экспедиции спасли моряки ледокола «Красин».

В 1932-1936 годах Нобиле работал в СССР в качестве консультанта Дирижаблестроя. В 1939 году уехал в США, где преподавал аэронавтику. Возвратился в Италию после второй мировой войны. В 1946 году был избран депутатом Учредительного собрания.

Последние годы жизни посвятил литературной деятельности, написал несколько книг и множество статей. Скончался в возрасте девяносто трех лет.




Умберто Нобиле (слева) у гондолы дирижабля "Норвегия".
Сализи, 1926 г.


Если будет время, к выходным постараюсь подготовить рассказ о знаменитой и трагической экседиции Нобиле к полюсу на дирижабле "Италия". Ведь помимо прочего, эта экспедиция стала причиной гибели другого великого полярного исследователя - Руаля Амундсена...
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments