Серый Крокодил (grey_croco) wrote,
Серый Крокодил
grey_croco

Categories:

Север покоряется лучшим. Из истории Четвертой Империи

Я хоть и давно интересуюсь историей арктических исследований, а об этом походе узнал совсем недавно. О нем явно стоит рассказать и другим.

Под водой по Северному Морскому пути.

Это случилось летом 1940 года. Тогда советская подводная лодка Щ-423 первая в мире прошла сквозь льды Северного Ледовитого океана, вдоль всего побережья СССР от Мурманска до Владивостока. Поход занял 74 дня, доказав, что северный путь вокруг Евразии вполне доступен не только надводным, но и подводным кораблям.





В 1936 году Северным морским путём впервые прошли два боевых корабля — эскадренные миноносцы «Сталин» и «Войков». В сопровождении ледокола и грузового парохода они за два с половиной месяца прошли от Архангельска до Владивостока. И почти одновременно с прохождением Северного морского пути военными судами, возникла мысль аналогичным способом перебросить во Владивосток и подводную лодку. На Тихом океане СССР не имел большого флота, тогда как военно-морские силы Японии по праву считались одними из самых крупных в мире. Но возможность быстро и незаметно перебросить к дальневосточным берегам подводные лодки могла серьёзно изменить баланс сил и удержать Японию от враждебных действий.



Эсминец "Сталин".

На основании опыта предыдущих плаваний, а также ряда успешных переходов советских подводных лодок под ледяными полями, 20 мая 1940 года постановлением Комитета Обороны было принято решение о переводе подводной лодки “Щ-423” с Северного флота на Тихий океан по СМП.

Изначально плавание подводной лодки Северным морским путём запланировали на лето 1938 года. Но в 1937 году выдалась очень сложная навигация, льда было слишком много и в Арктике вмёрзло и застряло на всю зиму свыше 20 кораблей, один из них — пароход «Рабочий» — был раздавлен льдами и затонул. Подводной лодкой решили не рисковать, отложив плавание на год для лучшей подготовки. Но лето 1939 года, накануне Второй мировой войны, выдалось слишком тревожным. Все лодки оставили на Балтике и Баренцевом море на случай возможных боевых действий. И только в 1940 году приняли решение рискнуть и попытаться провести лодку через 5 тысяч километров северных морей.

Сложности добавляло то, что корпус подлодки этого типа не приспособлен для плавания в толстых льдах и мог быть легко повреждён. В процессе подготовки лодки к длительному и опасному переходу ее корпус усилили деревянно-металлической обшивкой, бронзовые винты заменили на стальные со сменными укороченными лопастями, сняли носовые горизонтальные рули, сделали съемными кормовые, провели некоторые другие конструктивные изменения. 22 - 24 июля 1940 года в Мотовском заливе лодка провела испытания всех механизмов.

5 августа 1940 года “Щ-423” под командованием опытного подводника капитана 3 ранга И.М. Зайдулина отошла от пирса базы подводных лодок в городе Полярном и отравилась в путь. Дублером Зайдулина в переходе был штатный командир “Щ-423” старший лейтенант А. Быстров.



В дальний поход лодку провожало всё высшее командование Северного флота. "Щ-423" шла не одна — её сопровождал транспортный пароход «Серов» (назван так в честь погибшего лётчика-испытателя Анатолия Серова), а в проливе, соединяющим Баренцево море с Карским, ждал ледокол «Ленин».

12 августа в Карском море ледовая обстановка усложнилась, поэтому часто приходилось приостанавливать движение. По прибытии на Диксон был проведен осмотр судов экспедиции. На “Щ-423” не было особых замечаний, а вот у “А. Серова” обнаружили поломку одной лопасти гребного винта. После ремонтных работ, 17 августа ЭОН-10 продолжила движение на восток.



Караван идет по проливу Маточкин Шар.

По чистой воде лодка шла самостоятельно, а через пролив Вилькицкого - под проводкой ледокола. При сжатиях ледяные глыбы наползали на корпус лодки, создавая крен до 10°. Всем свободным от вахты морякам приходилось расчищать узкую обледеневшую палубу.



"Щ-423" на переходе через льды.

Низкая температура воздуха и забортной воды, высокая влажность в отсеках осложняли условия жизни на корабле. Для отопления лодки и просушки всех отсеков пришлось с ледокола подавать по шлангу пар. В этой суровой ледовой обстановке транспорт “А. Серов” потерял еще 2 лопасти гребного винта. Пришлось в бухте Тикси перегружать имущество экспедиции на теплоход “Волга”, который дальше должен был следовать в составе ЭОН-10 вместо “А. Серова”.



Сменяя друг друга, впереди попеременно шли три ледокола — «Ленин», «Сталин» и «Литке». Если первые два были названы в честь советских вождей, то третий носил имя дореволюционного адмирала — графа Литке, русского мореплавателя и географа XIX столетия.



Ледокол "И.Сталин".

Самой сложной задачей стало пройти в районе так называемого Айонского ледового массива — его многолетние, никогда не тающие льды протянулись не на одну сотню километров севернее Чукотки. Подлодке и ледоколам пришлось пройти почти две тысячи километров во льдах вдоль чукотского берега.

В северной навигации существует так называемая «шкала сплочённости льда», измеряемая в баллах. Когда льда нет — 0 баллов, если ледяные глыбы занимают 90% поверхности — 9 баллов. Последний 10-й балл означает, что просветов в ледяном панцире нет. Севернее Чукотки «экспедиции особого назначения» пришлось постоянно идти в ледовой обстановке 9−10 баллов. На отдельных участках ледоколы буквально тащили за собой на тросах лодку в крошеве из глыб и обломков застывшей воды.

Лодка шла вдоль самых северных берегов Чукотки, там, где даже летом температура воздуха постоянно опускается ниже нуля. Позднее капитан Зайдуллин сосчитает, что за весь поход его лодка преодолела в общей сложности более 1200 километров сплошного ледяного панциря.

После Медвежьих островов из-за тяжелого многолетнего льда пришлось воспользоваться помощью ледокола “Адмирал Лазарев”. На некоторых участках ледоколы проводили “Щ-423” и “Волгу” на коротком буксире поодиночке. Так миновали пролив Лонга и вошли в Чукотское море. Дальше суда экспедиции благополучно достигли Берингова пролива, где их торжественно встретили подводные лодки Тихоокеанского флота “Л-7”, “Л-8” и “Л-17” под командованием капитана 2 ранга Ф. Павлова.



Но на этом испытания “Щ-423” и ее экипажа еще не закончились. За мысом Дежнева корабли попали в 9-бальный шторм. Крен лодки доходил до 46 градусов, порой волны полностью накрывали рубку, но люди и техника выдержали и этот экзамен природы.

9 сентября 1940 года, через 37 суток «ледяного похода» лодка пришла в бухту Проведения на Чукотке. Чтобы понять насколько субмарина сохранила боеспособность после 5 тысяч километров в Северном Ледовитом океане, капитан Зайдуллин приказал провести полное погружение. Под водой с поднятым перископом лодка вошла в долгожданную бухту.



ПЛ «Щ-423», дифферентовка в бухте Провидения.

В бухте Провидения экипаж капитана Зайдуллина 6 суток занимался осмотром и ремонтом механизмов. Затем, отдохнув и установив горизонтальные рули, экипаж “Щ-423” вывел лодку в море и взял курс на Владивосток. Сделав заходы в Петропавловск-Камчатский и Советскую Гавань, “Щ-423” в 8 часов утра 17 октября 1940 года встала в бухте Золотой Рог. За кормой остались 8 морей и 2 океана, 7227 миль, из них 681 - ледовых.



"Щ-423" во Владивостоке. Прибывает на ремонт.

«Считаю, что проводка подлодок вполне возможна Северным морским путём», — написал капитан Измаил Зайдуллин в рапорте по итогам похода. На 1941 год запланировали провести из Мурманска во Владивосток целую группу подводных лодок, но все планы сломала война.



Карта похода "Щ-423".

"У нас на корабле представлены многие национальности: русские, украинцы, белорусы, евреи… и сам я татарин. Но всё идёт у нас, как в единой семье". Из интервью капитана Измаила Зайдуллина военному журналисту.

Подводная лодка "Ш-423" осталась на Тихом океане и в составе Тихоокеанского флота служила в составе советского флота до 1957 года.

А с ее командиром, Измаилом Зайдуллиным во время войны произошел вот такой случай. 23 февраля 1944 года, на банкете по случаю праздника и визита англо-американских союзников, кто-то из иностранных гостей спросил «дядю Измаила», когда же русские разобьют Гитлера. Западные союзники тогда ещё не открыли свой фронт в Европе, чем откровенно раздражали наших бойцов, воюющих третий год. И подвыпивший Зайдуллин ответил резко: «Очень скоро, а потом возьмёмся за вас…»

За это он был разжалован в рядовые и на три месяца направлен в штрафники «за нарушение воинской дисциплины». После того он вернулся во флот и служил на Балтике до самой гибели летом 1944 года (к сожалению, в результате ошибочного удара советской авиации)



Такая вот неизвестная история. Которая помимо мужества советских людей и их стремления быть первыми наглядно показывает и преемственность Четвертой (СССР) и Третьей (Императорская Россия) империй.

От Семена Дежнева, Великой Северной экспедиции (о которой вскоре будет отдельный рассказ) и Георгию Седову - к "Челюскину" (кстати, назван он был в честь штурмана Великой Северной экспедиции), папанинцам и ледоколу "Арктика", который первым прошел к Северному полюсу.

Взяв с собой древко от флага, который брал с собой в 1912 году Георгий Седов. Сам флаг остался вместе с ним в могиле на острове Рудольфа, а вот древко специально из музея взяли в экспедицию (с 2.20). И оно-таки было на полюсе.

Север покоряется лучшим. Доказано русскими и советскими первопроходцами, история которых едина и неделима.

Tags: СССР, история, флот
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments