Серый Крокодил (grey_croco) wrote,
Серый Крокодил
grey_croco

Categories:

Гон имени Св. Еблона и суровая реальность

Несмотря на некоторое оживление изрядно протухшего хайпа им Св. Еблона, выброшенный на просторы Солнечной системы кусок металла никак не спасет входящие в хайп компании от грядущего облома. И хотя сам Еблон продолжает заверять о грядущих частных космических кораблях, бороздящих просторы Вселенной, веры ему все меньше и меньше. Даже в самих пока еще Соединенных Северо-Американских Штатах.

Илон Маск космически гонит

Илон Маск заявил в своём твиттере, что стоимость запуска новой тяжёлой ракеты SpaceX Falcon Heavy составляет всего лишь 150 миллионов долларов — на четверть миллиарда меньше, чем у ближайшего конкурента. Более того, в твите главы SpaceX речь идёт о «полностью расходуемой» версии ракеты (то есть, без возвращаемых ступеней и разгонных блоков). При этом, напоминает Маск, стоимость запуска тяжёлой ракеты Delta IV Heavy производства Boeing составляет 400 миллионов долларов. Получается, что расходуемая и, тем более, нерасходуемая Falcon Heavy в несколько раз дешевле.



Ранее SpaceX утверждал, что стоимость запуска Falcon Heavy «при наилучшем сценарии» будет составлять 90 миллионов долларов. Стоимость «наихудшего сценария», судя по твиту Маска, составляет 150 миллионов долларов.

Если все эти заявления соответствуют действительности (в чём есть большие сомнения), то SpaceX в разы обогнал своих конкурентов — традиционных производителей ракет, в том числе United Launch Alliance (ULA, альянс Boeing и Lockheed Martin) и французскую Arianespace.

Тяжёлая ракета-носитель, составленная из трёх ракет Falcon 9, вывела на орбиту вокруг Солнца «полезную нагрузку» — электромобиль Tesla Roadster, принадлежащий лично Маску. Всё это создало немалый хайп вокруг Tesla и SpaceX, однако на деле запуск оказался лишь частично успешным — нагрузку не сумели вывести на запланированную траекторию к Марсу, а из всех частей ракеты назад в целости вернулись лишь два разгонных блока.




Тем не менее, после запуска Илон Маск заявил о желании начать новую «космическую гонку» и выразил надежду, что успех его ракеты «вдохновит другие компании и страны» быть столь же амбициозными, как SpaceX.

Маск известен крайней необязательностью в плане выполнения своих обещаний и реализации собственных прогнозов. Об этом легко судить по финансовому состоянию Теслы и по тому, сколько раз Маск передвигал срок начала массового производства электромобиля Model 3.

Практика показывает, что в большинстве случаев СМИ не вспоминают Маску его невыполненные обещания, а значит он может их раздавать снова и снова.




Автомобиль в космосе, говорите?



Да уж, в части обещаний равных Св. Еблону мало. А вот на практике все оказывается совсем иначе.

Тесла выпустила отчёт за четвёртый квартал, в котором постаралась убедить инвесторов, что помимо грандиозных убытков есть и позитив — расходы снизились, а последние планы по выпуску «массового» электрокара Tesla Model 3 остаются в силе.



Сотрудники финансового отдела Теслы, а вслед за ними многие журналисты постарались привлечь внимание к тем цифрам и показателям, в которых можно увидеть хоть что-то хорошее. Так, скорректированные убытки компании, возглавляемой Илоном Маском, в расчёте на одну акцию составили «лишь» $3.04 вместо $3.12, которые прогнозировались аналитиками Thomson Reuters. Доходы составили $3.29 миллиарда, что выше, чем $3.28 миллиарда по прогнозу Thomson Reuters. И чего это я ржу?

Квартальные расходы компании упали, однако это произошло в основном из-за переноса части платежей на первый квартал, так что в целом за 2018 год ожидается некоторый рост расходов. Негативный свободный денежный поток (negative free cash flow) в четвёртом квартале составил $276.7 миллиона, что значительно меньше, чем $1.4 миллиарда в третьем квартале 2017 года и $969.8 миллиона в четвёртом квартале 2016 года.

С учётом того, что за весь 2017 год компания произвела менее 2000 электромобилей Model 3, текущие планы выглядят крайне оптимистично, но не слишком убедительно. Илон Маск рассчитывает, что когда будет налажено производство 5,000 машин в неделю, компания перестанет работать в минус. А к 2020 году, по словам Маска, Tesla будет выпускать за год 1,000,000 машин.
И чего это я опять ржу?

Однако с точки зрения здравомыслящего человека, все эти цифры и обещания гораздо менее существенны, чем тот факт, что «Тесла» за четвёртый квартала потерпела убытков на 675 млн долларов. «Мы глубже в аду, чем ожидали», — вынужден был признать Маск. Для сравнения, в четвёртом квартала 2016 года убытки были в 5 раз меньше, «всего лишь» 121 млн долларов. Да, дорогой Св. Еблон - вы-таки глубже, но пока не в аду, а в Ж.ПЕ.

..Если вынести за скобки пиар и посмотреть на финансовые документы, то Тесла пребывает в ужасном финансовом состоянии, и для продолжения деятельности через год-два ей потребуется или чудо в виде выхода на прибыль, или новые кредитные вливания.

Показательно, что соцсети реагируют на результаты Теслы более трезво, чем журналисты. Вот пример не оторванного от реальности комментария:

«$TSLA имеет дефицит рабочего капитала (текущие активы минус текущие обязательства, по данным FS) на сумму -$1.1 миллиарда. Это что, хорошо для обременённой тяжёлыми долгами компании терять $700 миллионов за квартал? На какой чёртовой планете мы живём?»




Невооруженным глазом видно, что Тесла продолжает тормозить. По сведениям анонимных работников Tesla, из-за ручной сборки и неопытности сотрудников ожидаются новые задержки с производством Tesla Model 3 — первого электромобиля компании, условно рассчитанного на массового потребителя.



Как сообщает CNBC, неназванные работники завода Gigafactory в штате Невада, где собираются батареи для машин Tesla, утверждают, что проблемы на производстве гораздо серьёзнее, чем официально признаётся руководством компании, возглавляемой Илоном Маском.

По меньшей мере до середины декабря прошлого года батареи собирались частично вручную, при этом контроль качества находится на низком уровне из-за низкой квалификации ответственных за него рабочих. Контролёров нанимают через агентство, причём многие из них не имеют никакого опыта в автомобильном производстве.
Хайтек, бггг.

Двое из опрошенных сотрудников и вовсе считают, что часть уже выпущенных батарей имеет серьёзные дефекты — расстояние между элементами собранных батарей слишком маленькое, что может привести к короткому замыканию, а в худшем случае — к возгоранию.

У компании имеются определённые проблемы с набором персонала — для сборки батарей приходиться «брать взаймы» работников японской корпорации Panasonic, которая поставляет для Теслы элементы литий-ионных батарей.
Видать, Св. Еблон экономит на зряплатах подобно своим коллегам из Amazona.

Как-то не стыкуются эти рассказы сотрудников Маска с имиджем Маска как «гения производства». Что характерно, Тесла отличается крайне жёсткой корпоративной дисциплиной, запрещающей разглашать информацию о том, что происходит в компании. В результате, журналистам приходится получать сведения от анонимных источников или от бывших работников. Похоже, Маску действительно есть что скрывать. Да уж.

Мы уже писали о проблемах с производством Tesla Model 3 — в третьем квартале прошлого года было произведено менее 20% от запланированных 1500 машин. Причём это был очень скромный план, сниженный на два порядка по сравнению с первоначальными заявлениями Маска, который в 2016 году утверждал, что Тесла будет производить от 100,000 до 200,000 машин Model 3 уже во второй половине 2017 года.

В действительности, по данным акционеров Теслы, компания по состоянию на конец 2017 года произвела менее 2000 электромобилей Model 3, причём это были исключительно более дорогие версии модели, с увеличенной дальностью пробега без подзарядки. Ни одна машина базовой версии, стоимость которой должна составить $35,000, так и не была произведена.

Репутация Маска продолжает портиться — число неисполненных обещаний и неоправдавшихся ожиданий весьма велико и продолжает расти.




До сего момента Тесла держалась исключительно на понтах, обещаниях и привилегиях. И как только привилегии уходят, с ними уходят и все понты.

Гонконг: Как только Тесла попыталась конкурировать на равных условиях, продажи рухнули на самое дно унитаза

Вот еще одна зарисовка про Теслу, показывающая совершенную коммерческую несостоятельность этого безумного проекта. Бизнес Теслы, если отвлечься от хайпа, это фактически просто вымогательство с других автопроизводителей и попил субсидий. Если бы они смогли свести свои косты до вменяемого уровня, был бы нормальный такой рекетирский бизнесок под зеленым пиар-соусом. К сожалению, алчность и транжирство помешали Тесле выйти на коммерческую рентабельность за все 15 лет существования, а когда перекрывается канал субсидий / вымогалова, то продажи падают просто на самое днище унитаза.



Из Гонконга сообщают, что после отмены льгот на покупку Теслы в прошлом году продажи "изделия" рухнули до жалких 32 автомобилей за период с апреля по декабрь - то есть всего 3.5 автомобиля в месяц, при том что до этого они составляли в среднем 230 в месяц. Падение в 65 раз! Конкурировать с прочими автопроизводителями они принципиально неспособны.

С учетом того, что эти 3.5 авто в месяц продают и обслуживают аж 200 дармоедов в местном офисе, "экономика" проекта вызывает много вопросов.

"Без поддержки правительства, эта шняга на колесах никому не нужна", - комментируют местные эксперты.
А поддержка ведь дело такое - сегодня ее есть, а завтра - внезапно ой.



Облом за обломом. Нелегка судьба святого в современной хайпе. Не каждый уловит момент, когда нужно срочно возноситься, ибо начнут бить. Интересно, Св.Еблон успеет?

З.Ы. Кстати, что-то давно ничего не слышно о ГиперЗолупе Гиперлупе. Может, строится где-то в тайне?

Tags: Зрада, Святой Еблон, их нравы, космонавтика, креаклы, новости, экономика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments