Статистика из Китая указала на замедление экономики
Промышленное производство в Китае в апреле выросло сильнее прогнозов. Однако более слабые, чем ожидалось, инвестиции и розничные продажи омрачают экономические перспективы страны, пишет Reuters.
Розничные продажи в апреле выросли на 9,4%, минимальными темпами за четыре месяца. Аналитики ожидали роста продаж на 10% после увеличения на 10,1% в марте.
Инвестиции в основной капитал в январе-апреле выросли на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Темпы роста оказались минимальными с 1999 г. Прогноз предполагал увеличение капиталовложений на 7,4%. Рост показателя в январе-марте составил 7,5%.
Рост инвестиций частного сектора замедлился до 8,4% с 8,9% в первые три месяца 2018 г. Частные инвестиции составляют около 60% от общего объема инвестиций в Китае.
Рост расходов на инфраструктуру, которые служили мощным экономическим драйвером в прошлом году, в январе-апреле замедлился до 12,4%.
За первые четыре месяца года продажи выросли всего на 1,3% в годовом исчислении по сравнению с ростом на 3,6% в I квартале.
Но не только в Поднебесной дела обстоят совсем не радужно. На Дряхлом Континенте ситуация совсем не лучше. И как считают некоторые аналитики: рецессия в Европе начнется с Германии
Европейский центральный банк (ЕЦБ) скоро столкнется с трудностями, поскольку европейская экономика замедляется, а во главе спада стоит Германия. Густав Хорн, один из самых опытных аналитиков по бизнес-циклам в Германии, говорит, что вероятность немецкой рецессии заметно возрастает. По его мнению, неопределенность в экономике и особенно на финансовых рынках, которая в значительной степени была вызвана торговой политикой США, оказывает влияние: риск падения Германии в рецессию в течение следующих трех месяцев заметно возрос с марта по апрель. Об этом свидетельствует экономический показатель Института исследований макроэкономики и бизнес-цикла (IMK) Фонда Ганса Беклера.
В Eurointelligence отметили, что Хорн говорит, что он еще не готов пересмотреть свои оптимистические прогнозы на 2018 и 2019 гг. из-за продолжающегося сильного внутреннего спроса. Но если нынешняя тенденция в индикаторе сохранится, прогноз должен быть резко пересмотрен в сторону понижения.
От частного перейдем к общему. Что касается мировой финансовой системы, то как считает Расселл Напье: Растущий доллар вызовет следующий “системный банковский кризис”
Ранее в этом году макроэкономический стратег и историк рынков Расселл Напье сделал прогноз по усилению доллара, который оказался верным, и теперь он присоединился к ведущему MacroVoices Эрику Таунсенду, чтобы обсудить, почему он думает, что впереди нас ожидает дефляция, и почему у него такой бычий взгляд на перспективы американского доллара. Повторяя заявления Дэвида Теппера о том, что в этом году мы уже прошли вершины рынка акций, и что доходности десятилетних облигаций выше 3,25% могут привести к хаосу на рынках, Напье сказал, что он полагает, что процентные ставки резко растут в ближайшие месяцы, и этот процесс будет сопровождаться укреплением доллара — которое подтолкнет США к дефляции. А ведь доходности уже подходят к этой отметке..
Тезис Напье основывается на одном простом факте: когда Федрезерв и иностранные покупатели уходят с рынка, кто будет покупать трежерис, чтобы возместить возникшую нехватку спроса? Ответ (к несчастью для любого, кто заимствует в долларах) таков: никто. Как ожидается, в этом году Федрезерв сократит свои вложения в трежерис на $228 млрд.
Эта “чистая продажа” неизбежно приведет к повышению процентных ставок в США, а также к укреплению доллара. И как только доходности десятилетних облигаций достигнут уровней вблизи отметки 4%, могут появиться признаки стресса, которые могут стать поводом для начала глобального “кредитного кризиса”.
И это огромная проблема — не для США, а для всего мира, где более высокие американские процентные ставки могут привести к глобальному кредитному кризису, который, по мнению Напье, может стартовать в Китае или Турции, а потом начать распространяться по всему миру. Да нет, и для САСШ будут большие проблемы.
..Напье сказал, что сильный доллар должен негативно сказаться на глобальных акциях. Но прогноз по европейским и американским акциям будет намного хуже, чем прогноз по доллару, если процентные ставки в США превысят 4%.
При этом, не исключено, что процесс может начаться и летом.
Почему летом может начаться новый финансовый кризис?
Мировая финансовая система стоит на пороге нового кризиса. Ситуация на рынках и в экономике ухудшается. Эксперты гадают, что станет спусковым крючком. Долговой рынок США - крупнейший и самый ликвидный рынок в мире, и именно поэтому он представляет наибольшую угрозу для всей системы. В феврале, когда волатильность взлетела, а индексы рухнули, мы, по сути, стали свидетелями того, что может произойти в любой момент. Тогда, правда, последствий удалось избежать, и сейчас ситуация стабилизировалась, однако это вовсе не означает, что проблемы остались позади. Это было лишь жалкое начало..
Фактически все инвесторы сейчас наблюдают за тем, как доходности по казначейским облигациям США поднимаются все выше и выше. Очередной максимум по десятилетним бумагам был зафиксирован сегодня.
Управляющие активами гадают, в какой момент на фондовых площадках начнется обвал, то есть когда начнется массовый переток средств из акций в облигации. То, что это произойдет - уже нет сомнений.
Ранее "Вести. Экономики" уже писали, что доходность по трехмесячным казначейским векселям США превысила дивидендную доходность индекса S&P 500. Это произошло впервые с февраля 2008 г. Таким образом, инвестор может фактически без риска разместить деньги под 1,9%. Отметим, что трехмесячные бумаги американского правительства используются для хранения средств на короткий срок, то есть, по сути, это кэш. Кроме того, стоит отметить, что доходность по двухлетним трежерис сейчас составляет почти 2,6%, то есть инвестор может вложить средства в фактически безрисковый актив и два года спокойно получать купон. Это гораздо более выгодное вложение, чем покупка акций.
Напряжение на рынках нарастает буквально каждый день. Судя по всему, американские власти пытаются как-то вернуть инвесторов в облигации, чтобы снизить доходность. На этом фоне очень органично вписывается история с итальянским госдолгом, которую так активно подхватили в последние дни крупнейшие мировые СМИ. Но пока удается лишь добиться укрепления доллара.
Некоторые авторитетные эксперты полагают, что настоящий финансовый кризис может начаться уже летом. Сейчас крупные финансовые игроки еще хотят получить дивиденды, да и в целом рынок может какое-то время по инерции сохранять позитивную динамику.
Вместе с тем, чем выше будет подниматься доходность по трежерис, тем больше будет вероятность обвала, причем обвал этот, скорее всего, будет очень быстрым.
Кроме того, ситуация осложняется геополитической напряженностью. Это касается и Ближнего Востока, где количество участников постоянно возрастает, также не стоит забывать про историю с Северной Кореей, которая еще не закончилась, а также последствия выхода США из ядерной сделки с Ираном. Евросоюз накануне недвусмысленно заявил о желании отстаивать свои интересы и о потере доверия к США.
Еще один важный момент - замедление мировой экономики. Вопреки прогнозам синхронного ускорения роста мирового ВВП не происходит, скорее наоборот. Накануне, например, Япония сообщила о падении ВВП на 0,6%.
Но самое главное - это Китай. Власти перешли к сдуванию кредитного "пузыря", и это не могло не сказаться на динамике ВВП.
Добавим, что Федрезерв не только повышает ставки, но и изымает ликвидность, сокращая объем активов на своем балансе. Более того, объем изъятия постепенно увеличивается. Другие крупные ЦБ по-прежнему заявляют о желании начать сворачивать свои стимулы, что также неудивительно, ведь в случае нового кризиса им просто нечем будет помочь экономике. Куда ни глянь, всюду.. пасть Песца.
То, что геополитические риски сейчас растут, говорят открытым текстом крупнейшие мировые компании.
Moller-Maersk: геополитические риски растут
Датская компания A. P. Moller-Maersk, мировой лидер в области контейнерных перевозок, предупредила инвесторов о растущих геополитических рисках и обострении напряженности в торговых отношениях. Она подтвердила прогноз роста базовой прибыли в 2018 г. выше прошлогоднего уровня ($356 млн) и увеличения EBITDA до $4-5 млрд по сравнению с $3,5 млрд в 2017 г. Однако компания отмечает усиление неопределенности на рынке из-за геополитических рисков, обострение напряженности в торговле и другие риски, влияющие на ставки фрахта на контейнерном рынке, стоимость бункерного топлива и валютные курсы.
А некоторые читают, что приближается кризис ликвидности библейских пропорций.
На прошлой неделе я привел содержательный комментарий моего друга, директора по информационным технологиям Bleakley Advisory Group Питера Буквара, который он сделал за ужином в Нью-Йорке: “Теперь у нас вместо экономических циклов есть кредитные циклы”. За этим комментарием последовали многочисленные телефонные звонки и электронные письма с просьбами дать развернутое пояснение. Что имел в виду Питер, сделав это заявление?
В старом добром экономическом цикле рецессии давали старт медвежьему рынку. Спад в экономике приводил к замедлению потребительских трат и к снижению корпоративных прибылей, в результате чего акции направлялись вниз. Но теперь, когда во главе встал кредитный цикл, порядок вещей изменился.
Более низкие цены активов уже не являются результатом рецессии. Они сами вызывают рецессию. Это связано с тем, что доступ к кредитам стимулирует потребительские расходы и инвестиции бизнесов.
Уберите кредит, и они пойдут на спад. А потом начнется рецессия. Что сейчас и происходит.
Корпоративный долг достиг уровней, с которых в прошлых циклах начинались неприятности. Вот диаграмма от Дэйва Розенберга: Еще один накладывающийся фактор.
Понимаете ли, дело не только в заемщиках, привыкших к легким кредитам. Многие кредиторы предполагают, что они могут выйти из своих позиций сразу же, если возникнет такая необходимость. Одна из причин Великой Рецессии заключалась в том, что многочисленные заемщики продавали краткосрочные коммерческие бумаги, чтобы купить долгосрочные активы.
Сложности возникли в тот момент, когда они не смогли рефинансировать свои долги. И теперь некоторые инвесторы делают то же самое снова, за тем исключением, что сейчас они покупают гораздо более рискованный высокодоходный долг. У нас есть две связанные друг с другом проблемы.
- Корпоративный долг и особенно высокодоходный корпоративный долг резко вырос в объеме, начиная с 2009 года.
- Более жесткие регуляции препятствовали банкам создавать рынки корпоративного и высокодоходного долга.
Оба пункта – эта проблемы, но вторая проблема серьезнее. Эксперты говорят мне, что требования Додда-Франка уменьшили возможности больших банков выступать в качестве маркетмейкеров на 90%. На данный момент ликвидность на рынке облигаций обильна, поскольку хедж-фонды и другие небанковские кредиторы заполнили этот пробел.
Проблема в том, что они не являются настоящими маркетмейкерами. Никто не требует от них иметь эти активы на балансе или совершать покупки, когда вы захотите продать. Это означает, что все ордера на покупку могут “волшебным образом” исчезнуть именно тогда, когда они вам понадобятся больше всего. Угу. Виртуал - он такой..
“Новый класс” инвесторов, который он упоминает, — это ETF корпоративных облигаций и взаимные фонды. Эти фонды взрывообразно выросли в размерах (их активы, представленные только лишь высокодоходными облигациями, равны примерно $2 трлн.), и их дизайн предполагает наличие рынка с обильной ликвидностью.
Но сегодняшний рынок не таков, и уж, конечно, он станет совсем неликвидным после того, как ставки подскочат еще на 50-100 базисных пунктов.И кому не повезет - тот просто не впишется.
На самом деле все еще хуже: у меня в арсенале нет достаточного количества восклицательных знаков, чтобы описать катастрофу, которая случится, когда фонды высокодоходных облигаций, зачастую покупаемые “папочками и мамочками”, решившими преумножить свои сбережения, попытаются продать все и сразу, чтобы удовлетворить заявления своих клиентов на вывод средств.
На медвежьем рынке вы продаете то, что можете продать, а не то, что хотите. Мы рассмотрим, что происходит с фондами высокодоходных облигаций на медвежьих рынках в следующем письме, но скажем, что это зрелище не для слабонервных. Хе-хе, хотите знать больше - смотрите и читайте про Великую Депрессию. И умножайте все раз в десять..
..Проблема заключается в том, что большая часть высокодоходных облигаций на $2 трлн., числящихся на балансах ETF и паевых фондов, не принадлежит долгосрочным инвесторам, которые готовы держать активы вплоть до наступления срока их погашения. Когда стадо инвесторов начнет выводить из этих фондов свои деньги, на рынке не будет предложений на покупку их “плохих” облигаций.
Но эти фонды обязаны удовлетворять заявления клиентов на вывод средств, поэтому им придется продавать свои “хорошие” облигации. Остальные инвесторы будут наблюдать как их потерявший качество портфель будет непрерывно дешеветь ускоряющимися темпами.
И так по кругу. Те из нас, у кого седина посеребрила вески, видели все это раньше, но я думаю, что приближающиеся события будут иметь библейские пропорции. Да уж.
Уже просто невозможно не замечать тектонические сдвиги мировой финансовой системы.
Финансовый мир сильно изменился, и сейчас это отчетливо видно. Оценка риска выглядит совсем не так, как раньше. Если раньше казначейские облигации США являлись эталоном безрисковых вложений, то сейчас это уже не так, во всяком случае рынок смотрит на текущую ситуацию вовсе не так, как раньше. В своем обзоре эксперты Deutsche Bank отмечают, что доходности пятилетних облигаций США теперь выше, чем доходности десятилетних облигаций любой из стран G10. То есть, они считаются более рискованным вложением.
Но и это еще не все. Агентство Bloomberg обращает внимание еще на одну любопытную деталь. Доходность двухлетних трежерис сейчас находится выше, чем доходность по десятилетним бумагам Канады и Италии, а доходность трехмесячных векселей США выше, чем доходность десятилетних облигаций большей половины развитых стран.
Эксперты также отмечают сглаживание кривой доходностей в США, что всегда являлось важным индикатором надвигающейся рецессии, причем этот индикатор хорошо зарекомендовал себя на протяжении долгих лет. Сглаживание кривой - это сокращение разницы между более длинными и более короткими бумагами.
..Кстати, стоит добавить еще одну деталь. Важную роль на мировой арене играет Китай. Как только между США и КНР появилась реальная угроза "торговой войны", Пекин начал менять денежно-кредитную политику, что очень сильно повлияло и на котировки доллара, и на динамику трежерис.
Знаете, какой главный вопрос на Wall Street прямо сейчас?
Главный вопрос, который интересует сегодня почти всех обитателей Wall Street: при каком уровне доходности гособлигаций США начнется масштабная ротация, то есть переток денег с рынка акций на рынок облигаций. Какие мнения? В связи с этим Bank of America решил провести опрос управляющих активами. Сами банкиры называют этот уровень "магическим числом". И если месяц назад такой опрос показал уровень 3,5% по десятилетним бумагам, то сейчас он вырос до 3,6%. Но то, что этот уровень будет пробит, все так же сомнений не вызывает.
К слову, в опросе Bank of America участвовали 223 респондента, под управлением которых в общей сложности находится $643 млрд.
Вместе с тем, стоит отметить, что по мере преодоления доходности уровня 3% на рынке уже начинается нервозность. Только накануне мы видели, как американские фондовые индексы потеряли по 1%, а на развивающихся рынках и вовсе была настоящая бойня.
Кстати, именно накануне доходности по американским гособлигациям достигли максимумов с 2011 г. Сразу после этого известный гуру долгового рынка Билл Гросс написал в своем Twitter, что экономика не сможет жить со ставками в 3,25% по десятилетним и тридцатилетним бумагам. Здесь сложно не согласиться, ведь уже сейчас в США наблюдается резкое падение спроса на кредиты. Основная причина - рост ставок.
Некоторые эксперты обвиняют ФРС в непонимании происходящего. По их мнению, регулятор не совсем осознает, что процентные ставки сейчас находятся на том уровне, который не только приводит к отсутствию роста кредитования, но и к общему снижению объемов заемных средств, а это ведет к дефляции. Не соглашусь. Все там понимают, просто остальные варианты еще хуже.
Что же, лето близко. Скоро мы узнаем, насколько глубока нора Песца.