То, что Дойчланд - одна из главных целей ВМТВ, совершенно очевидно.
Промышленные заказы в Германии упали на 4% в июне. Как показали свежие данные, заводы в крупнейшей экономике Европы могут сократить рост производства в ближайшие месяцы.
Сильная континентальная страна - извечный кошмар наглосаксов. Понятно, что Германия сегодня является одной из таких стран. И потому ее всячески стараются осадить.
Давление на Германию из-за ее сильной экономики нарастает
В прошлом году сальдо внешней торговли Германии с другими странами ЕС составило 159,3 млрд евро - одной из крупнейших в мире областей свободной торговли и региона с привилегированным доступом к немецким товарам и услугам. Так было с 1958 г., когда открылся общий рынок Европы. В этом году, похоже, будет отмечен очередной рекордный уровень дохода от торговли для Германии. По данным Бундесбанка, профицит в течение января-апреля текущего года составлял 175 млрд евро, что на 10% больше, чем в странах ЕС. Страна, на долю которой приходится 28% экономики валютного союза и которая живет так грандиозно за счет остальных партнеров, является структурно дестабилизирующим фактором. Ну, это смотря для кого "дестабилзирующим".. все тут относительно.
Снижая покупательскую способность в валютном союзе на сотни миллиардов евро, Германия делает невозможным рост экономики других стран еврозоны и создание рабочих мест.
Неудивительно, что отношения "каждый сам за себя" привели к возрождению национализма, отчуждению от европейского проекта и лозунгам "моя страна прежде всего" даже в таких местах, как Италия, где традиционная идея единой, мирной и процветающей Европы вдохновляла целые поколения.
..Историк Людвиг Дехийо однажды заявил, что после создания немецкой империи в 1871 г. Германия была "слишком сильной для сбалансированной Европы, но слишком слабой для доминирования на континенте".
При нынешнем руководстве Германия остается ослабленной и глубоко раздробленной страной. Ее чрезмерный, крупнейший в мире торговый профицит является бременем для остальных партнеров в ЕС. Ее экономическая политика не способствует сохранению стабильности, созданию рабочих мест в рамках валютного союза и за его пределами. Остается надеяться, что следующее поколение немецких лидеров поймет, что в их интересах получить более сбалансированную экономику, которая будет способствовать общему процветанию ЕС в целом.
Да, германский торговый пылесос раздражает очень многих.
Чрезмерный профицит торгового баланса Германии с странами ЕС создаёт проблемы для этих стран, увеличивает безработицу и снижает общие темпы роста в еврозоне. А поскольку в Германии продолжается политический кризис, немцам не до смены торговой политики, так что ситуация будет лишь усугубляться. О том, что Германия в огромных масштабах высасывает богатство из других стран Евросоюза, написал в статье для CNBC независимый аналитик Майкл Иванович (Michael Ivanovitch), который в прошлом работал экономистом ОЭСР в Париже, а затем сотрудником Федерального резервного банка в Нью-Йорке.
В общем, открытое давление на ключевое звено ЕС. Выбьешь его - рухнет и вся конструкция. Это неудивительно, ведь вся Центральная Европа под пятой германских корпораций.
Сразу после крушения коммунистических режимов началась масштабная экспансия германского бизнеса в страны, ранее находившиеся в сфере влияния СССР и СЭВ (Совета экономической взаимопомощи). В кратчайшие сроки Германия стала главным экономическим партнером бывших соцстран, сегодня входящих в "Вышеградскую четверку" (Чехия, Словакия, Венгрия и Польша). Почти 30 спустя экономисты задаются вопросом — помогло ли этим странам вхождение в германскую зону разделения труда?
Теперь уже стало очевидно, что страны Центральной Европы никогда не приблизятся по уровню жизни и оплате труда к германской метрополии. Европейские аналитики называют это новой "Священной Римской империей германской нации", в которой индустриально-технологический центр высасывает соки из своей периферии. Что самое интересное - географические границы Священной Римской империи действительно почти совпадают с ареалом нынешнего экономического доминирования Германии.
.. Американский экономист Стивен Гросс считает, что успех Германии как чемпиона мира по экспорту в решающей степени основан на коммерческой и производственной эксплуатации стран Центральной и Восточной Европы. Вот уже четверть века богатая Германия выносит производство в "ближнюю заграницу", так же, как США это делают в отношении Мексики. Возникла и утвердилась система неравноправного экономического партнерства Германии со странами "Вышеградской группы".
Необходимо учесть, что торгово-экономические связи между Германией и Центральной Европой (Mitteleuropa) существуют более тысячи лет, а перед Первой мировой войной эти регионы уже входили в немецкую систему разделения труда. Чехия (Богемия) была индустриальным сердцем Австро-Венгрии, а Силезия (сегодня Польша) — важнейшим промышленным регионом Германии. После 1945 года Центральная Европа временно выпала из сферы влияния немецкого капитала, однако уже в 70-е годы благодаря "восточной политике" канцлера Вилли Брандта немецкие концерны стали внедряться здесь в рамках совместных предприятий. Угу, во времена Второй Мировой Чехия знатно поработала на Третий Рейх..
Но настоящий пир для германских корпораций начался после падения Берлинской стены в 1989 году, когда началась приватизация государственной собственности бывших соцстран. Важнейшим этапом стало приобретение концерном "Фольксваген" чешского автомобильного завода "Шкода" в 1991 году. Используя эту производственную базу, "Фольксваген" смог наладить чрезвычайно выгодную сборку — еще до вступления Чехии в Евросоюз. Этому способствовал закон ЕС от 1986 года, который позволял без таможенных ограничений вывозить комплектующие и возвращать готовую продукцию. Недаром Горби Меченый был назван"лучшим немцем"..
Начиная с конца 90-х годов прошлого века, наступает вторая фаза германской экономической экспансии в регионе. На смену внешней переработке приходят прямые инвестиции. Транснациональные корпорации ФРГ уже не ограничиваются частичным выносом производства, они строят предприятия там, где имеется низкая стоимость рабочей силы. В период с 1991 по 1999 годы объем прямых немецких инвестиций в Восточной Европе вырос в 23 раза. Немецкие концерны полностью использовали преимущества рабочей силы из Восточной Европы. Более технически и профессионально подготовленная, чем в Азии, она стоила недорого и находилась в шаговой доступности от Германии, отпадала необходимость везти готовую продукцию через моря и океаны. По факту, Германия освоила новые колонии, причем. не за тридевять земель, а совсем рядом. Не просто выгодно, а фантастически выгодно.
Еще в 2010 году средняя зарплата в странах "Вышеградской группы" составляла четверть от немецкой. Таким образом, Германия получила отличный индустриальный тыл с населением в 73 миллиона человек, а фактически — платформу для переноса производства. К 2004 году, когда "вышеградцы" вступили в Евросоюз (при активном лоббировании со стороны Германии), экономическая аннексия региона была завершена. В результате мирового финансового кризиса 2008 года зависимость от Германии еще более усилилась.
Если посмотреть на карту континента, то явственно проявятся контуры новой германской промышленной империи, "твердое ядро" которой эксплуатирует квалифицированную рабочую силу в восточных провинциях. Речь идет о полуколониальном статусе экономик Польши, Чехии, Словакии и Венгрии, которые полностью зависят от своего немецкого хозяина. Именно существование этой зависимой периферии позволило немецкому капиталу провести атаку на трудящихся в самой Германии, ведь наличие дешевого конкурента в соседних странах автоматически означало урезание зарплат в метрополии, где минимальная почасовая оплата была снижена с 12 до 9 евро.
По факту это означает создание Четвертого рейха. Пусть и в таком вот специфическом виде. Но кто сказал, что он должен полностью повторять своих предшественников? Новые времена - новые формы доминирования. Раньше это были религия и военная сила, сегодня - экономика и финансы. "Основание" Айзека Азимова рулит :)
Другими словами, фактической основой Евросоюза является этот самый Четвертый рейх. Или точнее - Недорейх, ибо экономическая сила в нем не подкреплена силой военной. А это значит, что при первом серьезном кризисе конструкция даст трещины. И когда кризис углубится и дойдет до критической точки - она расколется.
Все это прекрасно известно тем, кто сегодня бьет по Германии через Дойчебанк и не только. Как известно и то, что с нынешним человеческим материалом Недорейх вряд ли сможет создать полноценную военную силу.
Так что ждут его впереди бурные времена и пертурбации, исход которых сегодня предсказать крайне сложно. Впрочем, полагаю, что немецкая элита предусмотрела различные варианты и заблаговременно приняла меры, создав запасные площадки в самых разных местах. И весь удар грядущих пертурбаций придется по рядовым Гансам и Фрицам. Но кого волнуют их проблемы?