Рост экономики Китая замедлился до минимума за 28 лет
Китайская экономика продолжает замедляться на фоне торговой войны с США и постепенного исчерпания ресурсов демографического взрыва, который несколько десятилетий обеспечивал страну дешевой рабочей силой и сделал ее «мотором» развивающихся рынков Азии. По итогам 2018 года ВВП Китая увеличился на 6,6% - минимальную с 1990 года величину. За четвертый квартал рост составил 6,4% и стал рекордно низким за последнее десятилетие, отчиталось Главное статистическое управление КНР в понедельник.
«Внешняя обстановка стала сложной и суровой», а экономика столкнулась с «понижательным давлением», заявил председатель ГСУ Нин Цзичжэ, представляя статистику на пресс-конференции в Пекине.
«Мотор» внешней торговли, разгонявший Китай за счет экспорта дешевого ширпотреба, заглох на фоне торгового спора с США и претензий к одному из крупнейших в Китае производителей электроники Huawei.
В декабре объемы китайского экспорта в долларовом выражении сократились на 4,4%, рекордно за 2 года, вопреки консенсус-прогнозу, который предполагал 2,5% роста.
Импорт рухнул на 7,6%, а по высокотехнологичным товарам - на 14,9%. По итогам года внешнеторговый баланс Китая сжался почти на треть - с 509,7 до 351,8 млрд долларов - и стал минимальным за 5 лет.
И это по официалным данным, которые всеми силами пытаются привести к максимально оптимистичным. Но вот, не получается..
Еще одна значимая новость. Китай в 2018 году существенно увеличил импорт нефти и газа
Китай в минувшем году существенно увеличил импорт сырой нефти и природного газа. Об этом свидетельствуют распространенные в понедельник данные Государственного статистического управления КНР. Импорт сырой нефти по итогам 2018 года вырос на 10,1 процента в годовом исчислении до рекордных 460 млн тонн, говорится в заявлении ведомства. В частности, в декабре импорт сырой нефти достиг 43,78 млн тонн при увеличении почти на 30 процентов. Объем производства нефти в Китае в 2018 году снизился на 1,3 процента до 190 млн тонн.
При этом Китай в 2018 году импортировал 90,39 млн тонн природного газа, что на 31,9 процента больше по сравнению с предыдущим годом.
Производство "голубого топлива" в стране в 2018 году динамично увеличивалось на фоне усилий правительства по стимулированию использования чистой энергии. Объем производства газа увеличился на 7,5 процента до 161 млрд кубометров.
Китай планирует к 2020 году увеличить добычу нефти внутри страны до 200 млн тонн, а потенциал производства и сбыта природного газа - до 360 млрд кубометров.
Знаете, что это означает? Прохождение Пика угля. Вернее, дешевого угля. Этот фактор бурного роста за последние 40 лет тоже отработал свое.
А вот неприятная новость из-за пределов Поднебесной. Говорящая о том, что и планы расширения вовне тоже сталкиваются с проблемами, причем, проблемы эти будут только нарастать.
Страны ОПОП отказываются от китайских денег
Ряд государств-участников китайского мегапроекта «Один пояс — один путь», в том числе Пакистан, Мьянма и Малайзия, полностью или частично отказались от своих обязательств в рамках ОПОП, опасаясь попасть в долговую кабалу к китайцам. Проект ОПОП включает в себя строительство железных дорог, портов и прочей транспортной инфраструктуры в странах Азии и Африки для улучшения их торговых связей в первую очередь с Китаем, который выделяет на это значительные средства (более триллиона долларов) в форме кредитов и инвестиций.
Некоторые страны-партнёры устрашились того, что произошло со Шри-Ланкой, которая в 2017 году не смогла выплатить долг китайским компаниям и вынуждена была передать им контроль над стратегическим портом, построенным под эгидой ОПОП.
Посмотрев на данный прецедент и взвесив свои финансовые возможности, азиатские страны Пакистан, Малайзия, Мьянма и Бангладеш, а также африканские Сьерра-Леоне и Танзания сократили свои обязательства по сделкам с КНР, либо отложили/отменили проекты:
Пакистан в декабре попросил КНР отложить $2-миллиардный проект строительства угольной электростанции.
Малайзия приостановила ОПОП-проекты на общую сумму в $22 миллиарда.
Мьянма резко сократила затраты на совместное с Китаем строительство глубоководного порта в штате Ракхайн — с $7.3 до $1.3 миллиарда.
Бангладеш отменил строительство крупной автодороги, после того как китайский подрядчик China Harbour Engineering Company якобы предложил взятку государственному чиновнику.
Сьерра-Леоне, одна из беднейших стран Африки, отказалась строить вместе с китайцами аэропорт за $318 миллионов.
Танзания заново начала переговоры с Китаем по строительству вроде бы уже согласованного порта за $11 миллиардов.
То есть, возможности для внешних инвестиций у Китая падают. Все больше стран раскусывают его тактику создания по всему миру китайских анклавов и начинают противодействовать ей. Ибо ничего особенно хорошого они им не несут. А значит, инвестировать свою многотриллионную заначку будет все сложнее.
Еще одна проблема - возобновление уже через месяц с копейками торговой войны с САСШ. К этому все идет, шансы на продление перемирия и тем более мирный договор крайне малы.
Значит, война. Переговоры Китая и США обречены на провал
Несмотря на торговую войну, развязанную администрацией Дональда Трампа против Пекина, экспорт китайских товаров в США вырос на 11,3 процента. В целом внешний товарооборот КНР по итогам 2018 года показал рекордные результаты, превысив 4,6 триллиона долларов. Что помешает Китаю повторить этот успех в новом году — в материале РИА Новости.
По словам официального представителя Главного таможенного управления КНР Ли Куйвэня, Китай в ушедшем году "эффективно справился с изменениями во внешней среде". Однако, предупредил китайский чиновник, в 2019-м вполне вероятно замедление темпов роста товарооборота.
Главной причиной неизбежного спада внешней торговли в Китае считают усиление протекционизма. Другими словами, Пекин не строит иллюзий относительно успешного завершения переговоров с США и готовится к возобновлению активной фазы противостояния.
Первый раунд американо-китайских консультаций состоялся на прошлой неделе в Вашингтоне, однако никаких результатов не принес. Стороны сообщили, что достигли "большого прогресса" и условились продолжить дискуссии 30-31 января в Вашингтоне. Переговорщикам придется столкнуться с серьезными препятствиями.
Во-первых, это шатдаун, заблокировавший работу американского правительства из-за бюджетного кризиса. Поскольку бо́льшая часть чиновников Министерства торговли США отправилась в неоплачиваемые отпуска, готовить переговоры с китайцами просто некому. Мало того, шатдаун вполне может продлиться до февраля, а наиболее пессимистично настроенные аналитики говорят, что Трамп и конгресс не согласуют новый бюджет до весны.
В этом случае никаких переговоров не будет и торговая война возобновится с 1 марта по умолчанию.
Китайские планы по развитию высоких технологий сегодня выглядят самым большим препятствием для завершения торговой войны между Пекином и Вашингтоном. В августе Дональд Трамп обязал Комитет по иностранным инвестициям в США (CFIUS, включает представителей Министерства финансов, Министерства внутренней безопасности, Минобороны, Госдепартамента и еще пяти ведомств) контролировать попытки иностранцев приобрести пакеты акций в американских стартапах и блокировать подобные сделки, если они создают угрозу утечки технологий за границу.
Эта мера, очевидно, направлена в первую очередь против китайских инвесторов, которые до недавнего времени вкладывали миллиарды долларов в американские высокотехнологичные компании.
В ноябре CFIUS представил проект распоряжения, в соответствии с которым иностранные инвесторы обязаны получать разрешение комитета на любые инвестиции в стартапы, связанные с "критическими технологиями", включая искусственный интеллект, робототехнику и анализ данных.
А в декабре Китай симметрично ответил американцам, опубликовав так называемый негативный список отраслей, доступ к которым для иностранных инвесторов ограничен или запрещен. Это 147 секторов экономики — от добычи полезных ископаемых и сельского хозяйства до обрабатывающей промышленности.
Понятно, что урегулировать все эти разногласия за три-четыре раунда переговоров почти невозможно. Поэтому возобновление торговой войны между КНР и США с тотальным повышением импортных пошлин становится неизбежным.
Да, война эта сильно бьет и по САСШ, но и Китаю достается весьма чувствительно. И это в совокупности со всеми остальными факторами.
Дело реально серьезное. Поэтому недаром Си Цзиньпин призвал сплотиться для отражения угроз "развитию" и "политической стабильности" Китая. Угрозы эти вполне реальные.
Из свежего. Председатель КПК Си Цзиньпин провел вчера широкое совещание с привлечением правительства и регионов, на котором призвал:
1. Все должны скрепиться для отражения угроз "экономического развитию" и "социальной стабильности" (без четкой конкретизации, что это за угрозы).
2. Партийные комитеты и органы власти всех уровней должны придерживаться "целостного подхода" к вопросам национальной безопасности, четко следуя требованиям ЦК КПК.
3. Потребуется усилить присутствие официальной точки зрения в масс-медиа, ускорить создание системы "интернет-менеджмента" и регулирование кибер-пространства.
4. Особый приоритет должен быть на идеологическом и политическом образовании молодежи.
5. Сложные изменения в международной и китайской экономиках повлекут "структурные реформы".
6. Требуется облегчить доступ к финансированию для предприятий среднего, мелкого и микро уровня.
7. Требуется уничтожить "зомби-предприятия" сосущие ресурсы.
8. Партия должна полностью осознать интенсивность и опасность угроз, создаваемых некомпетентным и коррумпированным управлением.
Как видите, большие проблемы не только у САСШ и Европы. Они везде, просто имеют разный характер. И насколько успешно их решит Китай - большой и главное - открытый вопрос. Ясно одно - ведущей страной 21-го века ему не быть. В лучшем случае - одной из. Впрочем, как я уже писал, в этом веке явных мировых лидеров и не будет, что как по мне, совсем неплохо.