Путин предложил подумать о создании сверхзвукового пассажирского самолета
Первоначально речь шла о проекте бизнес-джета на основе ТУ-160. Такой проект уже реализуется, и согласно оценкам, в лайнере будет порядка 30 мест, его взлетная масса составит 70 тонн, а скорость будет в диапазоне от 1,4 до 1,8 маха.
Вроде все хорошо, но вот тут вот высказывают возражение:
Построить сверхзвуковой лайнер технически можно, но бизнеса в этом не будет. Тупиковая это ветвь. Ну, собственно, опыт создания и эксплуатации Ту-144 и Конкорда это подтверждает.
Весьма примечательная дискуссия в комментах. Чем? А тем, что во внимание принимаются только чисто экономические аргументы.
Лично я - всеми руками, ногами и еще головой только за реализацию. И в пользу этого приведу свои аргументы. Но они будут не экономического плана.
Знаете, что мне напомнили слова о том, что "Тупиковая это ветвь"? Разговоры о перспективах реактивной авиации и ракет в 1920 и 1930-е годы. Тогда это тоже было дорого, сложно и крайне невыгодно. А сегодня слушать эти воззрения просто умилительно. Турбореактивная авиация - основа современных воздушных сообщений. Но смогла бы она дойти до такого уровня, если бы над ее совершенствованием не работали даже вопреки тому, что "бизнеса в этом не было"? Что-то сомневаюсь.
Как по мне, смысл и ценность таких проектов еще и в другом. А именно - сохранение и развитие авиационной конструкторской школы и предприятий авиационного комплекса вообще. Ведь в ходе работ приходится решать множество принципиально новых задач, которые ранее или не были решены вообще, или же решены, но неэффективно. А это означает новые конструкторские решения, новые материалы, новые подходы. И все это, в свою очередь, постепенно открывает путь к еще более современным технологиям и возможностям. К той же гиперзвуковой авиации, например. Свою нишу она обязательно займет.

И наконец, такие проекты - это противостояние той научно-технической деградации, которая охватила значительную часть современного мира. Западную цивилизацию - уж точно, примеров тому - множество. Ведь их реализация требует специалистов соответствующего уровня, а их надо готовить из множества кандидатов с соответствующей общей подготовкой. То есть, требуется определенный уровень образования, для чего приходится заботиться о предотвращении деградации всей его системы. Угу, нормальный лес не растет без подлеска, для масштабных и прорывных проектов необходим соответствующий базис.
Плюс соответствующая техническая модернизация занятых в подобных проектах предприятий, налаживание между ними связей, координации - и все вместе в совокупности обеспечивает синергетический эффект. Так что в глобальном масштабе такие проекты боле чем полезны.
А деньги - уж простите, но это лишь инструмент и не более того. Где их взять - еще раз даю тончайший намек: 20 яхт российских миллиардеров превосходят по стоимости военно-морской флот.
Вот почему лично я данное предложение полностью поддерживаю и одобряю. Ибо оно противостоит деградации, неизбежной в любые времена бурных перемен. Сохранив благодаря ним знания, технологии и технические школы потом будет куда легче восстанавливаться и идти вперед.
На том стою и не могу иначе.