BDI: экономика Германии потеряет 0,5% роста в 2019 году при "жестком" Brexit
Экономика Германии вырастет на 0,7% в этом году, если Великобритания выйдет из Европейского союза без соглашения об условиях, что является более мрачным прогнозом для крупнейшей экономики Европы, чем в случае "мягкого" Brexit, заявила Федерация немецкой промышленности (BDI). "Британская экономика переживает серьезный спад", - считает глава BDI Дитер Кемпф. По его словам, "жесткий" Brexit сократит рост германской экономики как минимум на 0,5% в 2019 г. В BDI ранее прогнозировали, что экономика Германии вырастет на 1,2% в этом году. 0.7% - это на уровне статистической погрешности. То есть, по сути стагнация, тем более, что ВВП - вообще фейковый параметр.
Кроме того, проблемы у промышленности Германии усиливаются. Уже второй месяц подряд, причем - по нарастающей.
В серии Олимпиада Леммингов мы уже показывали, что у промышленного локомотива Европы серьезные проблемы - индустриальное производство Германии сократилось уже на 3.4% по сравнению с тем же месяцем год назад. И, согласно динамике поступающих заказов (опережающий индикатор), эти, и без того серьезные, проблемы будут лишь усиливаться. Согласно опубликованному сегодня статистическому отчету по новым заказам на товары промпроизводства они рушатся со скоростью значительно превосходящей уже наблюдаемый обвал промышленности - обвал заказов в феврале составил 8.2%, что является худшей динамикой с первой волны суперкризиса 2008-2011.

Драйвером является все та же стагнация / сокращение мировой торговли, динамика которой худшая с 2010 года - что было отмечено нами в той же Олимпиаде. Конкретно у Германии страной, где торговля дала наихудшую динамику стала Турция - ее заказы сократились на 22%. Но и зона евро сокращается - 2.3%, несмотря на ужимки ЕЦБ, поддерживающий фейковую платежеспособность безнадежных банкротов печатным станком.
Остается лишь гадать, на какую глубину обрушится экономика Европы, когда накачка спроса печатным станком перестанет работать. Особенно с учетом разгорающихся торговых войн, которые сократят доступ к иностранным рынкам. А накачивать до бесконечности не получится.
Раз уж речь зашла и о Турции, оттуда тоже приходят весьма неприятные новости. Да, это не совсем Европа, но тесно завязана на нее.
Кредитный "пузырь" Турции лопнул
Последние 5 лет экономисты не раз предупреждали об опасном кредитном "пузыре", который развивался в экономике Турции. Как пишет колумнист Forbes Джесси Коломбо, ультранизкие процентные ставки способствовали росту заимствований. Это вылилось в искусственный экономический бум. С лета 2018 г. центробанк Турции резко повысил процентные ставки, чтобы остановить резкое падение лиры. В то время эксперты предупреждали, что эти агрессивные повышения ставок станут той булавкой, которая проколет долгосрочный кредитный "пузырь" в Турции.
С 2009 по 2018 гг. процентные ставки в Турции оставались на рекордно низком уровне. Это привело к чрезмерному росту кредитного "пузыря" в стране. Эпоха низких процентных ставок в Турции закончилась в 2018 г., когда центробанк поднял ставки с 8% до 24%. Как правило, быстрое повышение процентных ставок заканчивается взрывом кредитных "пузырей", кредитными спадами и рецессией.

С августа Турция переживает кредитный кризис. Что еще хуже, Турция находится в рецессии, после падения ВВП на 2,4% в IV квартале 2018 г. и на 1,6% в III квартале.

Впервые после 2008 года..
..К сожалению, кредитный кризис и рецессия в Турции находятся только на ранних стадиях. Это точно.
И на другом конце континента налицо серьезные проблемы. Да, они не экономического характера (хотя и нельзя сказать, что совсем не связаны с экономикой), но тем не менее, пожалуй, даже еще серьезней. Ибо они - социально-демографические.
Доктор Тино Санандаджи: Швеция на краю обрыва?
Д-р Тино Санандаджи (Tino Sanandaji) занимается экономическими исследованиями в Стокгольмской школе экономики, Швеция. Он получил степень кандидата наук в Чикагском университете. Будучи курдом из Ирана, переехавшим в Швецию в возрасте 9 лет, он много писал об иммиграционной политике в качестве исследователя и автора в таких популярных шведских журналах, как National Review и Realtid.
..в 1990-х мигранты не из стран Европы составляли всего 3% населения, и любые проблемы можно было вычленить и решать внутри более крупного сообщества. Сейчас эта цифра возросла примерно до 13-14%, и увеличивается на 1-2 процентных пункта по сравнению с прошлым годом при устойчивом расхождении в доходах, безработице и образовании. На самом деле, это вопрос масштаба, нежели степени различий.
По-прежнему имеется значительное количество иранцев, иракцев, боснийцев и так далее, кто хорошо интегрировался, одеваются как любой житель Запада, бегло говорят по-шведски и открыто общаются со всеми. Эта группа даже больше, чем в 1990-х. Но есть и другая группа, которая живет в гетто, плохо знает шведский, не чувствует себя частью общества, не работает и так далее. И эта группа быстро увеличивается. Когда она достигнет определенного размера, она начнет влиять на все вокруг – на школы, социальные пространства и тому подобное.
..Любое общество будет иметь поглощающую способность с учетом размера рынка труда, школ, экономических перспектив, жилья и так далее. При меньшем количестве это вполне осуществимо, но при увеличении числа иммигрантов задача все больше усложняется. И это кумулятивный процесс. На сегодняшний день это продолжается уже три десятилетия. Интересно. Прямая корреляция с рубежом 1980-90-х и произошедшими тогда пертурбациями в виде разрушения соцсистемы..
..Группа неэтнических шведов сегодня составляет около 22% населения, включая второе поколение, и она, вероятно, может достичь 35-40% в течение 30 лет. В Мальмё, третьем по величине городе Швеции, эта группа уже составляет почти 50% всего населения. Именно это и может произойти в Швеции через поколение, потому что в Мальмё раньше начали принимать иммигрантов. Или даже раньше.
Исследования демонстрируют, что точка перелома для этого бегства очень низка: после достижения 4% иммигрантского населения коренные шведы начинают переезжать. Это, пожалуй, еще более серьезная проблема расслоения, чем в США. 4% - и шведы уже не выдерживают мигрантов? Говорящий о многом факт..
..Да, определенно происходит нечто странное. Больше половины беженцев в мире составляют женщины. Во время Второй мировой войны, когда Швеция принимала беженцев из Финляндии, это были дети, и 90% из них – младше 10 лет. Но сейчас почти все из них – якобы взрослые подростки; при этом мы достоверно знаем, что многие из них старше. Когда другие страны выясняют фактический возраст, оказывается, что большинство – это вообще не дети. А когда совершаются преступления, и устанавливается возраст, мы часто встречаем абсурдные сообщения, где некоторым из этих парней больше 30 лет, и все же правительство селит их вместе с другими реальными несовершеннолетними в школах или приютах, и сегодня это стало вызывать серьезное возмущение. СМИ превратили это в табу, потому что официально они считаются детьми, мы не можем подвергнуть это сомнению, а если ты сомневаешься, то ты – фашист. И все же большинство людей способны увидеть, что многие из них – это вовсе не дети. Онижедети!!!
..Шведы всегда любят говорить: «Мы не хотим, чтобы у нас было как в Соединенных Штатах». Я шутил, что для этого уже едва ли не слишком поздно, и теперь лучшее, на что могут надеяться шведы, это: «Мы не хотим, чтобы у нас было как в «Игре престолов». Неспособность европейских властей справиться с кризисом является одновременно сюрреалистической и завораживающей, это сродни тому, как смотреть версию падения Римской империи, снятой Дональдом Даком в режиме реального времени. Не хотите - а будет.. и очень многие это увидят.
Деградация общества как она есть. А вот еще один пример деградации в другой европейской стране.
ФРанция. на протяжении уже тридцати лет наблюдается деградация общественных служб
Правительство Франции, опираясь на высокие цифры участия населения, констатирует успех идеи "большой национальной дискуссии". В течение одного месяца организовано уже 3900 общественных собраний, зарегистрировано 900000 онлайн участников, оформлено более 9000 книг для жалоб и предложений: да, большая национальная дискуссия вызвала интерес у французов. Ее критикуют за отсутствие независимости, ее бойкотируют "Желтые жилеты" и оппозиционные партии, но количество зарегистрированных на середину февраля участников доказывает: несмотря ни на что, народ втянулся в процесс.
Карта идущих во Франции дебатов демонстрирует сильные географические диспаритеты. В сельских районах участие наиболее активное. Альпы Верхнего Прованса (19,76 собраний на 100 000 жителей), Верхняя Сона (18), Йонна (13,67), Ло (12,23) и Орн (11,80) лидируют по этой классификации.
Эти регионы имеют кое-что общее: все они видят, как год за годом, неуклонно исчезает государственная инфраструктура (почтовые отделения, вокзалы, больницы, школы). Как подчеркивается в исследовании "Общественные службы и территории. Адаптация, инновации и реакция", на протяжении уже тридцати лет наблюдается "деградация общественных служб, более характерная для регионов с низкой плотностью населения, а не для городских полюсов". Хм. И опять-таки деградация началась 30 лет назад. Какое интересное совпадение..
В общем, Европа разных скоростей как она есть. Вот только это не скорости развития, а скорости деградации, которой подвержены все без исключения. И потому существование "единой Европы" в будущем - под крайне большим вопросом. Лично я во в него не верю совсем, да и не я один, похоже.
Роуч: перспективы выживания ЕС остаются под серьезным вопросом
Выход Великобритании из Евросоюза является очередным примером неустойчивости данного объединения, и, как показывают кризисы последних лет, единый подход к различным странам не всегда оказывается эффективным. В интервью телеканалу CNBC старший научный сотрудник Йельского университета Стивен Роуч констатировал, что за последние годы Евросоюз сталкивается со все новыми кризисными явлениями. Он отметил, что есть "серьезные вопросы" по поводу дальнейшего выживания ЕС как единой структуры. Понятно, что с.н.с Йеля определенным образом политически ангажирован, но в данном случае полагаю, что он прав.
Значит ли это, что вы обеспокоены по поводу возможного нарушения экономической целостности ЕС и что за Великобританией могут последовать другие страны?
Я думаю, это вполне возможно. На примере ЕС мы видим, что политика одного подхода к различным странам за последние 10 лет не раз оказывалась неудачной. Экономическое развитие стран ЕС проходит неоднородно, в Евросоюзе нет общего финансового контроля, регуляторная структура ЕС зачастую не успевает за изменениями в мировой экономике. Это неидеальный союз, и по поводу его выживания в дальнейшем есть серьезные вопросы.
Краткое резюме - евробардак нарастает, и шансов переломить тенденцию у еврогейцев нет. Закончились порох в пороховницах и ягоды в ягодицах. Так что ждет их впереди много веселого и увлекательного, и полагаю, что даже куда раньше, чем через поколение.