Серый Крокодил (grey_croco) wrote,
Серый Крокодил
grey_croco

Categories:

Современная кинофантастика как отражение страха перед будущим. Часть первая

Несколько дней назад я написал О ностальгии по прошлому как страхе перед будущем. Ну а сегодня будет тема про кино и кинофантастику как отражение этого самого страха, вместе с тревогами и надеждами на все-таки более лучшее будущее. И еще - отражение тех процессов, которые происходят в обществе и тех тенденций, которые складываются в итоге. Основой послужат три больших статьи с моими комментариями по ним. Так что читайте и тоже комментируйте, если будет желание :)

Кино и кризис современного мира

1917 год, аналогии с нашими днями. 3 марта. Французский посол приводит высказывание Феофана, епископа Вятского, о деморализации народа. «Кинематографы, которые теперь можно видеть в любом местечке, тоже являются причиной нравственного разложения. Это мелодраматические приключения, сцены похищение, воровства, убийства слишком опьяняют простые души мужиков; их воображение воспламеняется; они теряют рассудок. Епископ этим объяснял небывалое число сенсационных преступлений, зарегистрированных за последние несколько месяцев не только в Вятской епископии, но и в соседних епископиях: в Екатеринбурге, Тобольске, Перми и Самаре. (…) Он, наконец, указал на совсем недавно появившийся порок, о котором русские массы не имели даже никакого представления до последнего времени и который представляет для них гнусную привлекательность: морфий. Зло вышло из всех этих военных госпиталей,покрывающих страну. (…) Все знали в Вятке кабаки, в которых производилась торговля морфием. У полиции были основательные причины для того, чтобы закрывать на это глаза…» И хруст францужеской булки в аккомпанимент..



Лев Игошев: "Примерно в 1960-х годах в кинематографе ощущение сакрального, очарованного вследствие своей гармоничности пространства начало теряться. И – всё: ощущение чудесного пропало, исчезло, сдохло. Не помогают и голливудские чудеса. В конце концов, это – только удачные, грандиозные, масштабные фокусы. А касания-то к мирам иным нет как нет…" Угу. Процесс начался в конце 1960-х и сейчас мы видим его логичное завершение.

..Современное кино (сериалы, игры) - это отражение кризиса западной модели, которая через глобализацию навязывает себя остальному миру. Спецэффекты - чуть ли не единственное, что сейчас привлекает людей в кинотеатры, а ведь это условность в квадрате. Какая может быть актёрская игра в нарисованных декорациях, где сюжет строится на том, чтобы можно было что-нибудь взорвать, обрушить, сжечь и т.д. Есть ещё комедии. Но и там ситуация не лучше, сценарии пишут по одному шаблону, идиотизм в кубе по типу "Up in Smoke", но с обязательным участием менеджеров среднего звена. Только такой рецепт позволит собрать хорошую кассу. Другая крайность у интеллектуалов, разбирают по винтикам одну больную ситуацию за другой, но при этом не в силах сделать хоть какой-то вывод. Пострадали и современные сериалы, в их основе понты, понты и ещё раз понты, такая же мёртвая среда, что и в пластиковых блокбастерах. То ли шоу-бизнесу и независимым режиссерам окончательно перестал быть интересен человек, то ли сам человек хочет сбежать от себя в виртуальность, но идти дальше по этой дорожке всё более опасно.

Насколько более здоровые люди жили в начале прошлого века, даже не самые удачные немые фильмы привлекают необыкновенной для нашего времени естественностью и выразительностью. Нет этого ощущения вязкого пространства, когда двигаться можно только по правилам. Сейчас много говорят о фашистском реванше, который ждёт Европу, но как-то сомнительно, Третий Рейх отчасти опирался на "Нибелунгов" Фрица Ланга, а что у сегодняшних ультраправых, суррогаты сплошные. Много говорят про их идейность, но, когда интересуешься, в чём она, получаешь общие слова про мигрантов и национальный дух. В большинстве своём это такие же несвободные люди, как и простые обыватели, отпечаток современного концлагеря сейчас на всех, только осознание этого может помочь найти выход из тупика.
Это да, впечатление действительно такое, что 100 лет назад народ был куда более психически здоровым..

..Небывалое нашествие вампиров, оборотней, мутантов и прочих фантастических существ, причём зачастую в роли положительных героев. Мир будущего очевидно будет предлагать альтернативу человеческой природе и ценностям цивилизации, межличностные связи уже в процессе изменения. Мелодрамы и комедии работают на формирование поверхностных форм поведения, никаких обязательств, есть только миг, бери от жизни всё. Высокобюджетные 3D мультфильмы, холодные, от и до просчитанные сюжеты, сказка высоких технологий. Артхаус, скандинавские триллеры и фильмы ужасов, оборотная сторона тихой европейской жизни. Угу, такое вот замещение поведенческих и далее цивилизационных стандартов общества. С соответствующим изменением и самого общества в нужную инициаторам данного процесса сторону.

..В компьютерных играх интересные тенденции, не так давно вышли три игры в жанре стимпанка BioShock Infinite, Dishonored, Thief. Тут и неоимперский принцип, и роботизация с киборгизацией (в этом направлении так вообще десятки крупных проектов), и понимание, что ресурсов, особенно нефти, будет не хватать. Причём всё это тесно переплетено с тайными обществам и орденскими структурами, более явные примеры здесь серия игр Assassin's Creed и Deus Ex. Также дико популярны игры про зомби, то ли планируется запускать вирусы, то ли таковыми назначат бунтующее против установления нового порядка население (В США уже проходили реальные учения по усмирению зомби). Обо всем этом есть у Фурсова, он давно об этом говорит.



..Кристофер Нолан считается лучшим современным режиссером, и понятно за что. Именно в его фильмах можно найти все признаки кино 21-го века: Нет героя, есть проблемная личность, в которой понамешано и плохого, и хорошего. Нет истории, есть ударно снятые эпизоды, дискретность происходящего. Гиперреализм, механистичность, пафос. Вязкая, затягивающая в себя атмосфера. Таким образом зрителю предлагается игра, где он ассоциирует себя с персонажем, живущем в потустороннем мире, откуда нет выхода. "Бегущий человек", который никогда не сообразит, что выиграть в игре без правил можно лишь отказавшись от неё.

.."Чего хотят женщины" (2000). Пример того, во что может выродиться мелкобуржуазная романтическая комедия в Голливуде - это фильм, в финале которого героиня-золушка плачет от счастья (!), получив обратно должность копирайтера (!!!). "Не родись красивой" отдыхает.
Да уж, постоянная работа как современное маленькое счастье маленького человечка..

Дмитрий Пучков о фильме "Вспомнить всё". "Колин Фарелл проживает в дрянной квартирёшке с красоткой-женой в исполнении Кейт Бикенсел. Это смешно, но нашему зрителю непонятно. И даже когда жена "раскрывается" и задаёт вопрос "неужели ты думаешь, что Я бы стала с тобой жить?" — нашему зрителю юмор непонятен. Суть сказанного в том, что в капиталистическом обществе красота — товар, и имеет вполне конкретную цену. Любая дама приятной наружности норовит продать себя подороже, то есть найти мужика побогаче. Через это там практически не встретишь красоток на улице — все они пристроены к денежным мужчинам и по улицам бесцельно не болтаются. Улицы — они для уродливых морлоков, растущих на дрянной еде и без медицины, с такими красотки не живут. Ничего, у нас тоже всё быстро к этому идёт." Капитализм как он есть. Общество, базирующееся на чисто биологических принципах.

.."Сквозь горизонт". Неудивительно, что фильм провалился в прокате, там сконцентрирован весь ужас от бескрайнего космоса и безграничной свободы. Это не комфортное приземление из модерна в постмодерн, это сама суть постмодерна, окончательное освобождение человека от оков традиции. Компьютерные технологии - единственная сфера, где сейчас наблюдается развитие, где драйв и растущая прибыль. По итоговому замыслу каждый, кто встанет на этот путь, получит свой персональный ад, ведь прогресс не остановить, 21-й век должен открыть новые горизонты. Угу, так что пусть плебс не лезет, куда не надо и каждый сидит в своей персональном матрице.

..Хаяо Миядзаки: "Современная жизнь пуста, бесплодна и фальшива. С нетерпением жду, когда застройщики обанкротятся, Япония станет беднее, а из земли прорастет дикая трава. Когда я думаю о том, как компьютеры полностью заменили собой некоторые аспекты нашей жизни, мне становится грустно. Когда мы делали анимацию огня, некоторые из моих работников признались, что никогда не видели, как горят дрова. Я сказал им: «Так идите и посмотрите!» Раньше в японских банях использовались дрова, а теперь достаточно всего лишь нажать кнопку. Но как можно стать аниматором, не имея такого опыта? Впечатляет, да. Киберпанк по-ниппонски.

В прошлом людям не так просто было решиться отнять другую жизнь, даже не человеческую. Но сейчас общество изменилось, и оно строится на иных принципах. По мере роста наших возможностей мы становились все высокомернее и потеряли истинное значение фразы «У меня нет выбора». Самая сущность нашей цивилизации — это стремление разбогатеть несмотря ни на что, забирая жизни других созданий. При 300% процента прибыли нет такого преступления, перед которым капитал бы не остановился (с). Умные люди знали об этом еще два века назад.

Я очень пессимистичный человек. Но, когда, например, у кого-то из моих сотрудников появляется ребенок, я пожелаю ему самого лучшего будущего. Ведь я не скажу ребенку: «Знаешь, а тебе не стоило появляться на этот свет». Но я все же понимаю, что мир движется в неправильном направлении. И с этими противоречащими мыслями в моей голове я и думаю о том, какие фильмы должен делать." Да, у Миядзаки есть основания для пессимизма в отношении его любимой Японии. Лично я его понимаю и даже сочувствую. Но.. не более того.



Да, современное кино - отражение современного общества. А заодно - и его программирование. Взаимный такой процесс. И особенно интересно наблюдать его в такой сфере, как кинофантастика.

Кинофантастика. Программирование будущего и несбывшиеся чаяния

Я принадлежу к поколению, которое в детстве видело в теленовостях первые взлетающие космические корабли, с восторгом взирало на неодолимую поступь прогресса – атомные ледоколы, новые сверхзвуковые самолёты, побивающие рекорды скорости и высоты. Каждый день появлялось что-то новое, наука проникала всё глубже в неизведанные бездны. И мы по наивности считали, что так будет всегда. Мы были одержимы будущим, которое рождается уже сегодня. Поэтому самым любимым жанром у большинства из нас была фантастика. Мы считали, что это такое описание будничной реальности, просто немножко опережающей наше время. Но до неё совсем недалеко. Рукой подать. Точно как про меня - человека из "поколения Х" написано..



Поскольку самым важным искусством является кино – как прозорливо писал вождь мирового пролетариата, каждый новый фантастический фильм был для нас откровением. Мы их ждали. Листали журналы «Экран» и «Искусство кино», где были расписаны планы киностудий. Каждый фильм был для нас, мальчишек зари космической эры, откровением, открытием. Когда же выйдет «Через тернии к звёздам»? Когда можно будет сходить на вторую часть «Москвы Кассиопеи»? Притом одержимы были практически все.

Именно наши ребята, воодушевлённые на глазах происходящими изменениями мира, подстёгнутые хорошими фильмами и книгами, не уставали мечтать о Великом. И шли в конструкторы, не заботясь о личном времени, не щадя здоровья, выпускали новые изделия. И запускали в космос станцию «Мир» и ракету «Энергия»… А потом торговали в Лужниках шмотками, чтобы свести концы с концами и не подохнуть с голоду…
Я вот с голоду никогда не помирал, но в начале "святых 90-х" тоже пришлось некоторое время "челноком" поработать.. к счастью, недолго.

Давно хотел написать обзор кинофантастики. Не являясь ни критиком, ни высокомерным эстетом, буду излагать только свои ощущения, взгляды и чувства, которые вовсе не претендуют на какую-то истину. И хочу разделить обзор на две части – НАШЕ и ИХ, забугорное. Это были и остаются два разных мира, которые в одну статью не уложить…

Статья реально очень большая, но несмотря на это рекомендую ее к прочтению - очень уж интересно. А у себя дам только главное и еще то, что особенно произвело впечатление на меня в детстве.

..Эх, нынешним детям вряд ли понять, как мы, щеглы, в 1974 году брали по три билета на один сеанс за другим на новый фильм «Москва- Кассиопея». Или отсиживались где-то в темных углах, чтобы проникнуть на следующий сеанс забесплатно.

Этот фильм заколдовал нас. Главная фишка была в том, что там. показывали практически таких же детей, как мы. Детей, которых отправили на всю жизнь в космическую экспедицию. Сейчас скажи такое – вся ювенальная юстиция сбежится изымать детишек и арссовывать их по детдомам и приёмным американским семьям, чтобы сидели там тихо и не смотрели на звёзды. Но тогда это вызывало у нас не ужас, а какой-то дикий восторг.

- Да я бы сразу согласился на всю жизнь лететь на таком корабле, - на полном серьёзе говорили мне мои друзья, пребывая в эйфории от увиденного.

Возникало у нас ощущение близости с героями – они такие же, как мы, советские простые школьники, которым самая лучшая страна дала возможность ступить в новые миры и стать героями. И только руку протянуть, как мы сами можем оказаться на пороге Дальнего Космоса. Это наша жизнь. Это наше будущее. Это обязательно будет.


Да. Подтверждаю, у меня лично именно такие вот ощущения были. Кстати, первым я посмотрел "Отроков" - в Москве это было..

..Ещё совсем ребёнком ходил на «ТА» по десять раз. И сидел, заворожённо смотря на экран, не в силах оторвать взгляда. Как-то органично и мощно отзывалось мне в душе все разворачивающееся передо мной. И торжества с пылающим огнём «Праздник Геркулеса» - что-то было в этом звучащее и большое. И земные дела. И просто в ступор вгоняли космические кадры. Мигающая на экранах Чёрная звезда. Проносящаяся под кораблём неприютная и страшная Железная планета. И ощущение жуткого одиночества перед бесконечностью времени и пространства у людей, запертых в плену чужого враждебного мира.

И ужас, когда неведомая энергетическая злобная форма жизни набрасывается на оторвавшегося от основной группы космонавта, высасывая его тело из скафандра.

И кадры, когда космонавты находят звездолёт с погибшим экипажем. До сих пор жутью отдаются шаги в пустом «Парусе», ощущение, что рядом притаилась неведомая и от того ещё более жуткая смерть.

И величественные сцены контакта с Великим Кольцом. И ощущение бесконечности Вселенной.

И звездолёт на чёрной планете, на фоне которого гордо стоят звездолётчики.

Пересматриваю иногда этот фильм. И, надо отметить, что очень многие картинки и психологические моменты сделаны там на высочайшем эстетическом уровне. Даже сегодня смотрится на отлично.

В общем, фильм был, как мне кажется, вполне хороший. Сегодня смотрится как ретро, но время от времени проползает по коже холодок, когда капитан Корабля идёт навстречу своей смерти, заворожённый чужим холодным разумом.


В начале 1980-х "Туманность" показали по ТВ. Несмотря на совершенно идиотскую озвучку (точнее - переозвучку) тоже впечатлило. А книгу я читал еще в четвертом классе, входит в первую пятерку любимых книг детства.

..«Гостья из будущего». Первое впечатления от сериала у меня было ниже среднего. Мне очень нравилась книга. Особенно изумительным описанием Москвы конца двадцать первого века. А в фильме по причине скудности бюджета, понятное дело, будущую Москву не удалось изобразить никак. И эта нищета декораций лезла везде.

Ну а потом я всмотрелся в фильм. И он мне запал в душу, так же как и миллионам телезрителей. Прежде всего, образом «Прекрасного далёко», того, которое предписано нам через сто лет – так мы были уверены. И воплощение этого образа – стопроцентно попавшая в роль девочка-актриса с неземным лицом и лучистым взглядом.

Очень добрый фильм, с огромным юмором и держащий в напряжении. Кончено, и ляпов полно. Но они проходят мимо и не задерживаются в памяти. А позитив остаётся.


Аналогично. Первоначально вообще был разочарован, поскольку книгу прочитал первой в шестом классе. Дали знакомые, на выходные, успел. Но вот песня из фильма таки зацепила, это да..



..«Лунную радугу» экранизировали. Правда, получилась даже не экранизация, а какие-то оборванные заметки по мотивам. Такой роман впихнуть в час десять экранного времени – надо постараться. Естественно, все закрученные сюжетные линии распрямились, став похожими на чугунный рельс, вся философия испарилась. Поэтому все фанаты Павлова до сих пор возмущаются – искалечили книгу, враги.

А по мне, так местами получилось очень даже неплохо. Актёров подобрали блестящих. И напряг работы в Космосе показан, и декорации ничего. Но недостатки перевесили, и фильм списан как шлак. Несправедливо списан.


Ну да, у меня после просмотра осталось стойкой ощущение сильной урезанности. Раза в два как минимум. Искалечили, да. Но все же смотреть вполне можно было.



Ещё одна экранизация по Павлову – «Акванавты». Вроде и сюжет напряжённый, и сделано более-менее. Но губит все изначально тупая идея фильма и слабые актёры. У учёного, исследователя подводного мира, разбилась на мотоцикле деваха. Но её сознание каким-то способом врачи впихнули в мелкую башку какой-то здоровенной рыбины. Так она приплыла к этому подводнику на его подводную базу и начала до него всячески докапываться. Смотрится абсолютно тупо, хотя местами и захватывает, пока не понимаешь, в чем смысл.

Да, фильм довольно слабый получился, хотя идея неплохая, а песня - так вообще замечательная.



..В восьмидесятые, когда стали раздувать миф о ядерной зиме после ядерных ударов, готовя таким образом разоружение и сдачу позиций, пошли у нас апокалиптические фильмы. «Письма мёртвого человека» - по Рыбакову и Стругацким. Заунывный депресняк, который никто в здравом уме смотреть не станет. Живут выжившие в подвале, им там плохо, и ядерная война – это плохо. В общем, всё плохо и лучше бы всем повеситься на осине или яблоне во дворе. Всё, повестка исчерпана, можете идти по квартирам, и чтоб вам по ночам ядерные взрывы снились. На фоне всей творившейся тогда перестроечной горбачёвской мерзости такие произведения фатально перекраивали сознание и умонастроения общества. Нас готовили к капитуляции. Лишь бы не было ядерной войны…

Таки-да, заунывный депресняк. Причем, крайне тупой. Мирумирство, хуле, в терминальной стадии..

..Вообще, в СССР снимали очень мало фантастики. А потом и печатать её перестали. Почему – понять трудно. Ведь по идее коммунистическое общество создавало нового человека, строило утопическое завтра. Готовилось покорять звезды. И при этом модели этого счастливого будущего практически в масскультуре были не востребованы.

По идее должны были всячески развивать нашу фантастику, которую отличали социальный оптимизм, вера в прогресс, совершенствование общества и человека. Но не было и в помине.

Может, сами руководители страны не представляли, каким это будущее будет и считали дискуссии на эти темы опасными – а вдруг куда не туда творческая мысль заведёт. Ведь главное в фантастике совсем не литературные или изобразительные достоинства, а создание корректных моделей будущего. Вот и домоделировались. Даже рецензии на «Час быка» пришлось запрещать – чтобы кто-чего не попадающего на линию партии не подумал бы. А может ортодоксы считали, что не фиг касаться святого светлого будущего грязными лапами деятелей культуры?


А вот это действительно крайне интересная тема. Ведь снимали вполне приличную фантастику и все было для этого жанра, что нужно. И тем не менее. У меня есть этому объяснение, из нескольких пунктов, но наверное я лучше дам его отдельным постом, а то тут и так слишком уж много букв получается.



Что же, советскую кинофантастику и ее тенденции относительно разобрали. С постсоветской все гораздо печальней, по сути это слабые копии фантастики западной. И поэтому сразу же перейду именно к ней.

Поскольку всю статью в одну часть поместить не удалось и ЖЖ сказал, что букв слишком уж много для этого, разбиваю материал на две части. Эта - часть первая. А продолжение - во второй части.

Tags: СССР, аналитика, видео, история, кино, кинофантастика, философские
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments