Серый Крокодил (grey_croco) wrote,
Серый Крокодил
grey_croco

Categories:

Мечта по несбывшемуся будущему

Узнал только вот, что сегодня умер композитор Евгений Кылатов. Автор многих ставших символом 1970-80-х годов песен.

И сразу решил по этому поводу дать статью о феномене "Гостьи из будущего". Сразу скажу - сам фильм мне после первого просмотра меньше понравился, чем книга. Но песня - да, она зацепила. А потом я еще пару раз сериал посмотрел, уже гораздо позже. И действительно кое-что в нем увидеть такое, что прежде осталось за пределами внимания и стало очевидным только с учетом опыта последних трех десятилетий.

Месть мечты. Ретро-рецензия на т/ф «Гостья из Будущего»

..Авторы престижных СМИ регулярно анализируют в последнее время один дикий социологический факт. Раньше казалось, пишут они, что совок будет уходить вместе с советскими поколениями. Что те, кто состоялся при советской власти и не вписался в 90-е, будут в тающем меньшинстве — а им на смену придут новые, уже избавленные от советскости поколения. Что нужно просто дождаться 2010-х. Те, кто ностальгирует по прошлому – уйдут на пенсию или ещё подальше, а им на смену придут носители новой свободной ментальности.

Но оказалось, что вся эта ностальгия передаётся по наследству — и мы видим её уже у тех, кому на момент начала перестройки было всего несколько лет. И даже у тех, кого тогда ещё вовсе не было.




«Весомую роль занимают воспоминания о победе над нацистской Германией и в то же время в недостаточной мере осмысляется сталинизм. Есть гордость за победу, но нет чувства вины за ужасы сталинизма», –

и как её можно исправить:

««Моральное чувство вины» может быть одним из оснований для консолидации общества во время демократического транзита. В то же время серьёзным препятствием на пути к демократической консолидации может быть память о великих победах и достижениях, на фоне которых забываются или отрицаются ошибки».



На самом деле, разумеется, это чушь. Гордость за 1812 год никак не трансформируется в желание восстановить крепостную монархию, а гордость за Великую Отечественную – в желание попасть снова в окопы Сталинграда.

Если вам интересно, что этим людям кажется «коллективной ностальгией по прошлому» — давайте об этом поговорим.



Весной 1985 года обычный советский пионер, следя за загадочной красивой женщиной, проник в заброшенный дом, обнаружил там машину времени и попал в 2084 год. Там обнаружилась прекрасная, но суровая эпоха — с одной стороны на дворе коммунизм, экология, красивый человекоподобный робот Вертер косит траву, а в траве стоят телепортационные кабинки. Сверкающая научными куполами Москва с космодромом. Люди – полиглоты и супермены, включая детей. С другой стороны — в любой момент извне могут ворваться космические террористы и пираты, и шпионы, меняющие облик, и становится сразу понятно, почему в коммунистическом будущем даже школьники натренированы как спецназовцы.

Ну, в общем, дальше вы знаете.

Фильм «Гостья из будущего» бил по последним советским детям наповал из всех крупных калибров.

Прекрасное и опасное будущее с головокружительными возможностями.

Прекрасная и могучая девочка Алиса.

И, конечно, финальная сцена с разъяснениями, кто кем станет, когда вырастет. Сцена, в которой сообщилось: в двадцать первом веке на Земле будут жить миллиарды исключительных, выдающихся людей.




Что вместо этого случилось – вы, уважаемые читатели, тоже все знаете. Тот ролик с предсказаниями биографий в последующие годы неоднократно переозвучивался в горькой издевательской манере: «Лена станет проституткой с Ленинградского шоссе. Боря уедет в Израиль. А Петя станет бандитом, и его завалят в перестрелке».

И вот в этом, собственно, главная ошибка всех специалистов по ностальгии. Они упорно пытаются найти в советском прошлом какие-то воображаемые молодёжью ништяки и разоблачить их, разъяснив, что не было ничего такого. Что всё враньё. Что на самом деле было плохо.

А на самом деле речь не об отнятом прошлом, а об отнятом будущем. Том, в котором каждого ожидали гигантские способности и их захватывающая реализация.

И неубиваемым напоминанием об этой отнятой у каждого биографии до сих пор работают советские «детско-юношеские» фильмы во главе с «Гостьей из будущего». Этот фильм – даже у тех, кто его не смотрел уже лет тридцать – всё равно незримо сидит в голове и выступает безжалостным рецензентом на действительность.

И победить его нельзя. Ни «консолидирующим чувством вины», ни разоблачениями того, «как оно всё было на самом деле».

Неслучайно это был последний отечественный фильм, породивший собственный народный миф –что подняло его в одну лигу с «Чапаевым», «17 мгновениями весны», «Местом встречи» и «Белым солнцем пустыни».

И кстати. Миф «Гостьи из будущего» неубиваем ещё и потому, что то прекрасное и полное вызова будущее, которое он обещает, — всё ещё не наступило. До него всё ещё 68 лет. И оно по-прежнему впереди и может наступить.




Да, Легенда о несбывшемся грядущем..



Нет, это не ностальгия. Это воспоминание о том, каким могло стать наше будущее.

И одновременно - напоминание о том, что оно еще может стать таким. Ну, не один в один, разумеется, но близко по духу. Об этом особенно важно помнить накануне Дня Победы. "Будущее еще не определено" (с) и за него предстоит большая и длительная битва.

Ну и еще одна песня Евгения Крылатова из другого, не менее знаменитого сериала. Одна из моих любимых..







Tags: СССР, видео, кино, кинофантастика, философские
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →