?

Log in

No account? Create an account

Каждому - свое

Имперский бронепоезд на запасном пути

Previous Entry Share Next Entry
О сложностях перехода из деревни в город в свете научной фантастики
croco
grey_croco
Несколько дней назад в статье, посвященной современной кинофантастике как отражению страха перед будущим приводился следующее:

..Вообще, в СССР снимали очень мало фантастики. А потом и печатать её перестали. Почему – понять трудно. Ведь по идее коммунистическое общество создавало нового человека, строило утопическое завтра. Готовилось покорять звезды. И при этом модели этого счастливого будущего практически в масскультуре были не востребованы.

По идее должны были всячески развивать нашу фантастику, которую отличали социальный оптимизм, вера в прогресс, совершенствование общества и человека. Но не было и в помине.

Может, сами руководители страны не представляли, каким это будущее будет и считали дискуссии на эти темы опасными – а вдруг куда не туда творческая мысль заведёт. Ведь главное в фантастике совсем не литературные или изобразительные достоинства, а создание корректных моделей будущего. Вот и домоделировались. Даже рецензии на «Час быка» пришлось запрещать – чтобы кто-чего не попадающего на линию партии не подумал бы. А может ортодоксы считали, что не фиг касаться святого светлого будущего грязными лапами деятелей культуры?


Я тогда написал:

А вот это действительно крайне интересная тема. Ведь снимали вполне приличную фантастику и все было для этого жанра, что нужно. И тем не менее. У меня есть этому объяснение, из нескольких пунктов, но наверное я лучше дам его отдельным постом, а то тут и так слишком уж много букв получается.

Ну вот сегодня постараюсь ответить, почему, по моему мнению руководство Союза не уделяло фантастике достаточного внимания. Разумеется, это не единственная причина, но на мой взгляд, одна из основных.

На мой взгляд, свою роль сыграло то, что большая часть руководства, причем, всех уровней являлось либо выходцами из деревень, либо не слишком отличающихся от них в конце 19 - начале 20 веков поселков. А если обобщенно - принадлежали к аграрному типу общества с соответствующим мышлением.

Вспоминаем - в 1913 году доля крестьян в Российской империи составляла 85%. Это при том, что в САСШ она была куда меньше - 58%, Германии - 44%, а в Великобритании - так вообще всего 22%.

Так вот, что такое крестьянское мышление? В первую очередь - конкретная практичность, приземленность и самое главное - отсутствие долговременной перспективы. Что вполне объяснимо, ведь их труд очень сильно был завязан на непредсказуемые погодно-климатические условия, когда главным было просто выжить. И как следствие всего этого - отсутствие того, что называется "абстрактное мышление". Чистая конкретика, ничего больше. Не потому, что такой глупый, а потому, что в повседневной жизни это не нужно и даже вредно.

И когда начался резкий переход из деревни в город (в принципе, начало было положено с началом развития промышленности - в 1880-90-х годах) в 1920-30-х годах, совершенно разумеется, что первое поколение тех, кто приехало в города на заводы, фабрики и стройки в полной мере несло в себе это самое конкретное крестьянское мышление. Еще раз повторю - это вовсе не значит, что они были глупыми. Наоборот, попав в новую среду они очень быстро по историческим меркам освоились в ней, обучились новым профессиям, из пастухов и землепашцев стали рабочими, техниками, инженерами, офицерами и генералами. И уж через два десятилетия показали Европе и всему миру, что может русский народ в условиях социально справедливого общества при приобщении к современной науке и технике, расписавшись на стенах рейхстага в самом сердце этой самой Европы. Напомню, что всего три десятилетия до этого русская армия больше трех лет отступала перед теми же самыми немцами. На этот же раз результат оказался совершенно иным.

Все это так. НО.

Несмотря на все успехи, мышление у эти людей не изменилось. В условиях 1920-40-х годов это было неважно. А вот после войны, когда началось то, что назвали НТР (научно-техническая революция), оно медленно, но с постепенным нарастанием начало подводить.

Ведь условия жизни начали меняться, причем, все более стремительными темпами. И приспособиться к этому вчерашним крестьянам, которые привыкли к медлительному темпу жизни, которая раньше оставалась неизменной многие десятилетия и даже века, оказалось крайне сложно.

Отсюда и такое я бы сказал пренебрежительное отношение к многим веяниям времени, которые были для них непривычными и даже пугающими. Фантастика - это что за зверь такой? А, сказки просто! Нам они не нужны, это разве что для детей - примерно так вот думали они.

Да, ситуация к 1960-70-м годам начала меняться. Начало космической эры и первые полеты в космос резко подняли статус НФ. Но все-таки в недостаточной степени, консерватизм и косность - штука страшная.

А в 1980-е годы уже началась постепенная подготовка к "перестройке". И светскому сегменту корпоратократии фантастика оказалась не нужна уже по другой причине: НФ - это ведь концептуальная штука, поиск путей в будущее. А это самое будущее, по мнению этой самой корпоратократии, должно было заключаться в прошлом - РКМП и т.п.

Все это в совокупности и привело к тому, что роль фантастики, особенно кинофантастики и ее место в современном мире оказалась недооцененной. При этом, лично я полагаю, что если бы корпоратократия проиграла и СССР не распался, то роль НФ постепенно возрастала бы. Ведь за 75 лет выросли уже три поколения горожан с совершенно иным мышлением и образованием, а значит - с принципиально иным взглядом на мир и перспективу. А значит НФ вполне вписалась бы в их жизнь в качестве полноправного жанра, а вовсе не полубесправной Золушки.

Как в техно-опере "2032: Легенда о несбывшемся грядущем". За что я ее так и люблю - альтернативный вариант развития, вполне реальный. И надеюсь, что в одном из параллельных измерений воплотившийся в жизнь (ну, за исключением самого финала - такой хоккей нам не нужен).

Таково мое сугубо личное мнение. Переходные процессы - штука весьма сложная и серьезная. И конечно, желательно, что бы они проходили не так резко. Но тут уж ничего не поделаешь, у нас в прошлом веке просто не было другого выхода. Общество аграрного типа с 85% крестьян в нем было просто обречено на уничтожение.


  • 1
Вывезти девушку из деревни легко, а вот деревню из девушки - невозможно. (народная мудрость)

Как правило (хотя исключения тут не такие уж редкие), только в третьем поколении деревня полностью выходит.

Под деревней я понимаю именно тип мышления.

Edited at 2019-05-11 06:06 pm (UTC)

неверный посыл (мало фантастики в СССР) приводит к неверным умозаключениям.
Схренали мало?!

По сравнению с теми же США - крайне мало.

Крестьянское мышление - это еще и литургичность и космичность. Основательные.
А не фантазии ефремовых :)
http://nevmenandr.net/vaxitov/sovefremov.php

Когда главное - борьба за выживание, тут вовсе не до литургичности и космичности..

Войнович до деталей в 1988 году описал происходящее сегодня - через полных 30 лет и даже будущее сегодня, вплоть до августовской революции, генерала КГБ в качестве гениалиссмиса и- еще чуть-чуть и будут звездящиеся попы. То есть, поп уже есть, но еще не зведятся. Зато Генеральный секретарь Коммунистической партии - крестится со смаком.

А кроме этого Войнович не забыл описать, что советские профессора сразу по открытии границы рванут в США, оставив в Зловещей России престарелых отцов, заработавших им на этот переезд, чтобы получать там пенсию от американского правительства и учить оставшихся в Мордоре, как им правильно жить?

Edited at 2019-05-12 01:26 am (UTC)

интересное наблюдение - но с другой стороны, уже давно было замечено что все социалистические революции произошли "не по Марксу" - не в передовых промышленных странах, а напротив в аграрных, крестьянских. Ленину пришлось придумывать для России концепцию "слабого звена", но после того как слабыми звеньями вслед за Россией стали Китай, Вьетнам, Корея, Лаос (ну соц.революции в Вост.Европе не будем рассматривать, по понятной причине - хотя и там стран готовых по Марксу - маловато будет)

Так что получается что революцию могут сделать только крестьяне (точнее пролетарии в союзе с крестьянами), но удержать ее завоевания - нет.

Ну так после Маркса прошло 40 лет - два поколения, и за это время ситуация изменилась даже в Европе. А для Востока он вообще дал определение "азиатский способ производства", но за полвека после "Капитала" капитализм проник и в Россию, так что ситуация изменилась и тут. Опять-таки - переходный период. И мне вот кажется, что революции могут происходить во времена именно таких вот переходов.

А насчет "удержать" - вопрос интересный. И как по мне - открытый, зависит от множества конкретных условий.

Фильмов может и мало было, а вот писатели-фантасты были смачные, интересные, с душой. Беляев и Ефремов чего только стоят! Западную фантастику не люблю вообще. Все эти терминаторы со звездными войнами действительно сказки, и ничего более.

Ну, сказки тоже нужны :) Чем тот же цикл "Великий Гусляр" плох? Просто наши сказки другие. Но их, к сожалению, почти не экранизировали (за исключением "Шанса" 1984 года)..

Я предпочитаю думать - что это следствия экономической реформы 1965го года. (До этого снимали нормальную НФ) после нее денег на декорации не было. Вот и спускали распоряжения - снимать только то: к чему реквизиты очень легко найти : то есть историческое и военное кино: как максимум отклонения от бытового жанра.

В конечном счёте военную форму и даже униформы кавалергардов на Мосфильме было завались. А вот скафандров явный дефицит.

Кажется, это у Андрея Фурсова я видел такое мнение - что советскую научную фантастику сознательно убивали с 70-х годов. Как раз потому, что она рисовала различные образы будущего, которые тогдашнему правящему классу были непонятны и страшны.

Да, было у него такое. Вот тут кое-что, а остальное - в других видео.




Да тут никакой загадки нет. Тогдашнее наше общество было весьма несвободным по части печатного плюрализма мнений. И если американцы писали в основном мрачные антиутопии, то у нас был нормальный такой гуманизм и оптимизм. Но все, естественно, в рамках марксизма! А сами эти теоретические рамки были весьма неопределенными для изображения коммунизма в деталях. Прерогатива предсказывать горизонты будущего была только у партии... но "серьезные" партийные писатели нажимали в основном на производственную тематику или военно-революционную. Достоверно такой типаж писателя показан в замечательном фильме "С вечера до полудня"

Мне, выросшему на "Библиотеке современной фантастики" странно читать такое. ИМХО, в 50-60хх годах, когда реально люди работали на космос или прогресс и могли сами пощупать ракету или деталь реактора -- какой ещё фантастике вам надо? Да и "социальной" фантастикой тогда баловались западные авторы. А в СССР она зачем? А вот потом многие разжирели и это всего общества касается, не только фантастов. Собственно, КМК, самая большая причина развала СССР -- невыполнение надлежащим образом своих функций. На всех уровнях. Пользуясь литературным языком, люди перестали гореть за своё дело.

="социальной" фантастикой тогда баловались западные авторы. А в СССР она зачем? =

С.Гансовский и А.Днепров вполне себе писали эту самую социальную фантастику.

Мне никогда не казалось, что советской литературной фантастики было мало. Нет, ну по сравнению со всем остальным миром, да, но для одной страны вполне достаточно. Включая очень серьёзные вещи - от "Аэлиты" до "Пикника на обочине".
А вот фантастических фильмов было маловато. Но это чисто по техническим причинам. Это вам не производственную драму снимать.
Поэтому преобладала фантастика без спецэффектов. Типа "Гостьи из будущего" или "Приключений Электроника". Или той же Киндзадзы. Или "Чародеев". Тогда как все спецэффекты шли на фильмы про войну, вот там на спецэффектах не экономили.
Хотя, регулярно появлялся и какой-то "большой" отечественный фантастический фильм: "Через тернии к звёздам", "Лунная радуга", "Дознание пилота Пиркса", "Семь стихий" и т.п. Некоторые, типа "Соляриса", вполне мирового уровня, но такие были редки.
В общем, на фантастику давили не больше, чем на любой другой жанр. То есть, даже фантастика должна была соответствовать критериям соцреализма и партийности в искусстве.
Что касается крестьянского происхождения, оно же не мешало творить ту же фантастику в реальности - в космической и ядерной сферах, например, да и во многих других. Единственно, в чём действительно проявлялось "крестьянское" мышление, это в том, что фантастику относили к несерьёзным жанрам. Даже вульгарную оперетту воспринимали как серьёзное классическое искусство, а фантастику считали легкомысленным развлечением. Но это не только руководства касалось, простой народ у нас в принципе не мог относиться к фантастике с той трепетной серьёзностью, с какой американцы, например, потребляют свои фантастические саги про суперменов и астронавтов.

Серуну dzedie
Во времена СССР я не писал и не пытался печатся. Я был читателем. А вот фантастики новой появлялось так мало... Пару лет почти совсем не было. Так что идиоты восхваляющие крестьянский космизм, к фантастике ни как писатели, ни как читатели наверняка отношения не имеют.

В целом согласен - несоответствие типа мышления стоящим перед страной целям и задачам и стало одной из основных причин застоя.

А вот в конце 80-х и начале 90-х, что характерно, был настоящий бум книжной фантастики, райское время для поклонников жанра.

Именно тогда возникло издательство "Молодая гвардия" с его сборниками "Румбы фантастики", где публиковались многие нынешние корифеи.

Для меня фантастика частенько смыкалась с жизнью с самого детства.
Например, поступление именно на физтех после школы было практически предопределено ещё с 5 класса, когда я, придя на к маме работу (лаборанткой была) в энергостроительный техникум (был такой в нашем районом сибирском городке), внезапно попал на демонстрацию в высоковольтной лаборатории на большом разряднике - помещение размером со школьный спортзал, только выше - в "три света", высоковольтные трансформаторы и умножители в углу за загородкой, и посередине разрядник с медными шарами по полметра, и между ними МОЛНИИ с резкими хлопками проскакивающие.
(да-да! в районном сибирском городке в техникуме была такая высоковольтная лаборатория! там ещё и настоящие промышленные испытательные стенды для высоковольтных испытаний стояли)
Учитывая, что незадолго до этого по ТВ шёл фильм "Весна" с почти аналогичной сценой в Институте Солнца, это было нечто.

Edited at 2019-05-13 02:38 am (UTC)

  • 1