Выбор на четырех колесах: как будут передвигаться люди в городах и почему личный транспорт становится рудиментом
Экономические проблемы с одной стороны и стремление властей заставить жителей мегаполисов пересесть на общественный транспорт — с другой стимулируют отказ от личного автомобиля. Это глобальный тренд, который характеризует разворот к новой мобильности. Мобильности как сервиса (MaaS).. Руководитель российского представительства Bolt Екатерина Хан рассказала о трендах развития транспортного рынка, о том, почему каршеринг и такси становятся популярнее статуса автовладельца, и о перспективах беспилотников.
Согласно опросам ВЦИОМ, у 67% российских семей есть автомобиль, а у 17% — даже несколько. Однако владеть средством передвижения становится накладно: налог на транспортное средство, стоимость бензина, парковочного места, а еще техническое обслуживание, страховка, штрафы. ТО самого бюджетного Hyundai Solaris обойдется в 3,55 рубля за километр пробега, при самых скромных дистанциях — около 45 тыс. рублей в год. И статус автовладельца становится дороже с каждым годом. Высокая стоимость топлива и ТО — самые частые причины, по которым автолюбители готовы если не совсем отказаться от личной машины, то свести ее использование к минимуму. Каждый четвертый готов существенно сократить число поездок.
Дело не только в деньгах: автомобиль требует времени на вождение, заправку, мойку. Если добавить к этому многочасовые пробки, которые есть во всех более-менее крупных городах, становится ясно, почему растет число желающих выйти из-за руля. При этом 95% времени само транспортное средство находится на парковке или в гараже и только 5% — в движении. Угу, основная причина моего категорического нежелания покупать автомобиль - именно время, которое приходится на него тратить. А ведь это - самый труднодобываемый ресурс..
Неудивительно, что даже в финансово благополучной столице семьи сокращают автопарк до одной машины: москвичи стали массово отказываться от второго и третьего автомобиля. Растет и число тех, кто, продав машину, не хочет приобретать новую. Согласно данным опроса «Автостат.ру», треть бывших автовладельцев планируют пользоваться каршерингом, услугами такси, пересесть на общественный транспорт и даже велосипед. В Лондоне тренд более очевиден — 46% семей сейчас не имеют автомобиля и не хотят. Да, тренд очевидный и вполне логичный.
В Европе и США оформились общественные движения за отказ от автомобилей. Для этого есть несколько важных причин.
Во-первых, транспортная инфраструктура занимает городские пространства, которые можно было бы использовать с большей эффективностью, например, обустроив детские или спортивные площадки. В городах, где власти не ограничивают «права» автомобилей, им отведено около 60% территорий. Так обстоят дела, например, в Хьюстоне и многих американских городах, спроектированных под автомобили. А в Барселоне, где центр практически недоступен для личного автотранспорта, дорогам и парковкам отдали всего 25% земли, и столица Каталонии стала превращаться в город для людей.
Еще одна причина отказа от автомобиля — растущая популярность ЗОЖ. Тренд «возвращает» людям ноги — у них возникает необходимость больше ходить пешком или ездить на велосипеде, а значит, и укреплять здоровье. Московские сервисы велопроката ставят рекорды: за два первых теплых месяца системами велошеринга зарегистрировано свыше 2 млн поездок. Активно развивается этот бизнес в южных российских регионах — в Краснодарском крае, Ростове-на-Дону и других городах. Тоже есть такое, народ чувствует, что в Эпоху Песца здоровье надо держать в порядке.
Рынок общественных перевозок также вынужден быстро приспосабливаться к меняющимся потребительским запросам. Такси не назовешь новым явлением на рынке мобильности, но ИТ кардинально меняют сервис прямо на глазах. По оценке Goldman Sachs, мировой рынок такси сегодня — это $108 млрд, его третья часть приходится на крупные агрегаторы Uber, Ola, Lyft, Bolt. Тем не менее, сегодня такси осуществляют только 4% всех перевозок на небольшие расстояния, но прогнозируется, что в ближайшие десять лет этот показатель вырастет примерно до 25%.
Согласно статистике, 12% водителей в России пользуются каршерингом, это в два раза меньше, чем в Европе или США, но сам молодой рынок развивается очень динамично. Один из драйверов этого рынка — возможность аренды машины для дальних поездок, например, из Петербурга в Москву, которую уже предлагают также некоторые крупные агрегаторы. И дальше это направление будет постепенно развиваться еще быстрее.
Еще один тренд, который только набирает обороты, — шеринг автобусов. Сервис подразумевает, что несколько человек готовы объединяться для аренды микро- или полноценного автобуса для поездок или пассажир оставляет заказ на перевозку в приложении. Очень даже полезная штука. Типа бла-бла-кара, только для автобусов и маршруток. Категорически одобряю.
Да, кашеринг и прочие шеринги реально экономичней и дешевле, а поэтому будут развиваться и вполне успешно. Это не значит, что личные машины исчезнут вообще, но их станет куда как меньше ибо содержать их станет весьма накладно. Останутся они лишь у тех, кому это реально нужно - частые поездки за город, работа далеко и не в очень удобном месте в плане общественного транспорта и т.п. Ну и постепенно сужающийся круг богатеньких буратинов, которые смогут оплачивать связанные со своим авто расходы, включая временные. Что лично меня только радует, примерно так же, как когда я смотрю на фото наших городов 30-40-50 лет назад..
МКАД в районе пересечения с Рублёвским шоссе, середина 1960-х. Хехе..
Кстати, тут вот Яндекс посчитал, когда такси и каршеринг выгоднее личного авто. И оказалось примерно как я и предполагал.
«Яндекс.Такси» и исследовательское агентство Datainsight выяснили, что личный автомобиль в Москве не такое выгодное приобретение, как кажется большинству. Если вы не проезжаете больше 20 000 км в год, наиболее привлекательными для кошелька становятся такси и каршеринг. Это примерно 60 км в сутки. То есть, значительной части народа достаточно скоро выгодней будет отказаться от личного авто. Ну или же в крайнем случае выбрать что-то более скромное и экономичное.
Так, передвижение по Москве обходится ежегодно в среднем в 329 тысяч рублей, если проезжать в год около 5 тысяч километров. Проехать за год аналогичное расстояние на такси стоит 142 тысячи рублей, а воспользоваться каршерингом — 102 тысячи рублей. При пробеге порядка 10 тысяч километров стоимость владения авто возрастает до 340 тысяч рублей: такси обойдется уже в 293 тысячи, а каршеринг — в 211 тысяч рублей. Разница весьма ощутимая - в три с лишним раза.
Зависимость меняется только при пробеге свыше 20 тысяч километров: в таком случае свое авто будет стоить 361 тысяч ежегодно, такси — 586 тысяч рублей, а каршеринг — 423 тысячи рублей. Но столько ездящих людей не так уж много.
Неудивительно, что в крупных городах кашеринг постепенно идет в дополнение (а затем пойдет на смену) пока еще привычному личному автотранспорту. Статистика четко подтверждает это.
В Москве посчитали количество поездок на машинах каршеринга
В Москве за полгода водители совершили более 24 млн поездок на автомобилях системы каршеринга. Эта цифра на один миллион больше, чем за весь прошлый год. В 2018 г. краткосрочной арендой машин горожане воспользовались 23 млн раз. Об этом сообщает официальный портал мэра столицы. На данный момент в столице насчитывается более 21 тыс. автомобилей разных операторов. По данным властей, автопарк увеличился ровно в два раза по сравнению с июлем прошлого года. Ожидается, что в следующем году число машин краткосрочной аренды достигнет 30 тысяч. То есть, более чем двукратный рост. Впечатляет.
А вот вам еще каршеринг в цифрах: статистика от McKinsey и Deloitte
McKinsey & Company – международная консалтинговая компания, специализирующаяся на решении задач, связанных со стратегическим управлением. McKinsey в качестве консультанта сотрудничает с крупнейшими мировыми компаниями, государственными учреждениями и некоммерческими организациями. В McKinsey & Co. работает около 9000 консультантов в 60 странах. Ее клиенты – это две трети компаний из Fortune 1000, правительственные и другие некоммерческие организации. В 2018 году McKinsey провела масштабное исследование транспортных систем 24 крупнейших мегаполисов мира. Цель – всесторонняя оценка транспортных систем как по объективным показателям, так и с точки зрения горожан. По результатам исследования, Москва вошла в топ-10 мировых мегаполисов по удобству и эффективности транспортной системы. Кстати говоря :)
С 2014 года связанные с каршерингом проекты получили около $9,6 млрд инвестиций. При этом эксперты ожидают, что данный сегмент транспортного рынка к 2027 году вырастет за счет развития технологий автономного транспорта и роботакси.
Популярность сервисов заказа такси в Москве обратно пропорциональна популярности каршеринга. Если в столице онлайн-сервисами такси пользуется 81% населения, то каршерингом – 15% респондентов.
В 2006 году развитие рынка совместного использования автомобилей в Европе составило всего 0,2%. В 2014 году популярность каршеринга выросла до 2,2%. К 2020 году развитие сферы каршеринга может достигнуть 15,6%, объединив при этом 15 миллионов пользователей. Рост очевидный.
В России каршерингом пользуются 12% водителей. 22% россиян на вопрос «Готовы ли вы предоставить свой автомобиль другому водителю, пока не пользуетесь им?», ответили «да» или «возможно». В Японии и Германии так ответили соответственно 30% и 31%, в большинстве других стран – почти или свыше 50% водителей, в Китае – 73% респондентов. ТО есть, потенциал дальнейшего роста есть.
И главное:
Каршеринг в основном заменяет поездки на личном автомобиле и почти не влияет на использование общественного транспорта.
То есть, в конечном итоге потоки машин по крайней мере в крупных (а затем и средних тоже) городах станут поменьше и дышать в их центрах станет полегче. Как закоренелый пешеход и сторонник ЗОЖ только приветствую это. А как сторонник сокращения паразитарной составляющей экономики (не секрет, что многие покупают личные машины не потому, что они им реально нужны, а ради понтов или потому, что типа так принято - "нет машины - не мужЫк" и т.п. Меня эти аргументы никогда не трогали) - приветствую особенно.
Ну а об общественном транспорте, включая междугородний и трансконтинентальный, и его светлом будущем - уже в другой раз, отдельно.