Серый Крокодил (grey_croco) wrote,
Серый Крокодил
grey_croco

Category:

Кашеринг как светлое автомобильное будущее

Пытаясь представить, каким будет мир Эпохи Песца, не могу не затронуть такую тему, как транспорт. Поскольку она сильно многосторонняя и объемная, возьму сегодня только один ее аспект - личный автотранспорт. И здесь, по моему мнению, все будет совсем не так плохо, как в других сферах. С моей точки зрения, разумеется, как закоренелого пешехода. Потому, что по мере погружения в Эпоху Песца и снижения энергопотока количество личных автомобилей будет медленно, но верно уменьшаться. И на частичную смену им будут приходить другие формы транспортного сервиса, целью которых станет экономия энергии и других ресурсов. Одна из таких форм - кашеринг, который сегодня развивается достаточно бурными темпами.

Выбор на четырех колесах: как будут передвигаться люди в городах и почему личный транспорт становится рудиментом

Экономические проблемы с одной стороны и стремление властей заставить жителей мегаполисов пересесть на общественный транспорт — с другой стимулируют отказ от личного автомобиля. Это глобальный тренд, который характеризует разворот к новой мобильности. Мобильности как сервиса (MaaS).. Руководитель российского представительства Bolt Екатерина Хан рассказала о трендах развития транспортного рынка, о том, почему каршеринг и такси становятся популярнее статуса автовладельца, и о перспективах беспилотников.



Согласно опросам ВЦИОМ, у 67% российских семей есть автомобиль, а у 17% — даже несколько. Однако владеть средством передвижения становится накладно: налог на транспортное средство, стоимость бензина, парковочного места, а еще техническое обслуживание, страховка, штрафы. ТО самого бюджетного Hyundai Solaris обойдется в 3,55 рубля за километр пробега, при самых скромных дистанциях — около 45 тыс. рублей в год. И статус автовладельца становится дороже с каждым годом. Высокая стоимость топлива и ТО — самые частые причины, по которым автолюбители готовы если не совсем отказаться от личной машины, то свести ее использование к минимуму. Каждый четвертый готов существенно сократить число поездок.

Дело не только в деньгах: автомобиль требует времени на вождение, заправку, мойку. Если добавить к этому многочасовые пробки, которые есть во всех более-менее крупных городах, становится ясно, почему растет число желающих выйти из-за руля. При этом 95% времени само транспортное средство находится на парковке или в гараже и только 5% — в движении.
Угу, основная причина моего категорического нежелания покупать автомобиль - именно время, которое приходится на него тратить. А ведь это - самый труднодобываемый ресурс..

Неудивительно, что даже в финансово благополучной столице семьи сокращают автопарк до одной машины: москвичи стали массово отказываться от второго и третьего автомобиля. Растет и число тех, кто, продав машину, не хочет приобретать новую. Согласно данным опроса «Автостат.ру», треть бывших автовладельцев планируют пользоваться каршерингом, услугами такси, пересесть на общественный транспорт и даже велосипед. В Лондоне тренд более очевиден — 46% семей сейчас не имеют автомобиля и не хотят. Да, тренд очевидный и вполне логичный.

В Европе и США оформились общественные движения за отказ от автомобилей. Для этого есть несколько важных причин.

Во-первых, транспортная инфраструктура занимает городские пространства, которые можно было бы использовать с большей эффективностью, например, обустроив детские или спортивные площадки. В городах, где власти не ограничивают «права» автомобилей, им отведено около 60% территорий. Так обстоят дела, например, в Хьюстоне и многих американских городах, спроектированных под автомобили. А в Барселоне, где центр практически недоступен для личного автотранспорта, дорогам и парковкам отдали всего 25% земли, и столица Каталонии стала превращаться в город для людей.

Еще одна причина отказа от автомобиля — растущая популярность ЗОЖ. Тренд «возвращает» людям ноги — у них возникает необходимость больше ходить пешком или ездить на велосипеде, а значит, и укреплять здоровье. Московские сервисы велопроката ставят рекорды: за два первых теплых месяца системами велошеринга зарегистрировано свыше 2 млн поездок. Активно развивается этот бизнес в южных российских регионах — в Краснодарском крае, Ростове-на-Дону и других городах.
Тоже есть такое, народ чувствует, что в Эпоху Песца здоровье надо держать в порядке.

Рынок общественных перевозок также вынужден быстро приспосабливаться к меняющимся потребительским запросам. Такси не назовешь новым явлением на рынке мобильности, но ИТ кардинально меняют сервис прямо на глазах. По оценке Goldman Sachs, мировой рынок такси сегодня — это $108 млрд, его третья часть приходится на крупные агрегаторы Uber, Ola, Lyft, Bolt. Тем не менее, сегодня такси осуществляют только 4% всех перевозок на небольшие расстояния, но прогнозируется, что в ближайшие десять лет этот показатель вырастет примерно до 25%.

Согласно статистике, 12% водителей в России пользуются каршерингом, это в два раза меньше, чем в Европе или США, но сам молодой рынок развивается очень динамично. Один из драйверов этого рынка — возможность аренды машины для дальних поездок, например, из Петербурга в Москву, которую уже предлагают также некоторые крупные агрегаторы. И дальше это направление будет постепенно развиваться еще быстрее.

Еще один тренд, который только набирает обороты, — шеринг автобусов. Сервис подразумевает, что несколько человек готовы объединяться для аренды микро- или полноценного автобуса для поездок или пассажир оставляет заказ на перевозку в приложении. Очень даже полезная штука. Типа бла-бла-кара, только для автобусов и маршруток. Категорически одобряю.



Да, кашеринг и прочие шеринги реально экономичней и дешевле, а поэтому будут развиваться и вполне успешно. Это не значит, что личные машины исчезнут вообще, но их станет куда как меньше ибо содержать их станет весьма накладно. Останутся они лишь у тех, кому это реально нужно - частые поездки за город, работа далеко и не в очень удобном месте в плане общественного транспорта и т.п. Ну и постепенно сужающийся круг богатеньких буратинов, которые смогут оплачивать связанные со своим авто расходы, включая временные. Что лично меня только радует, примерно так же, как когда я смотрю на фото наших городов 30-40-50 лет назад..



МКАД в районе пересечения с Рублёвским шоссе, середина 1960-х. Хехе..

Кстати, тут вот Яндекс посчитал, когда такси и каршеринг выгоднее личного авто. И оказалось примерно как я и предполагал.

«Яндекс.Такси» и исследовательское агентство Datainsight выяснили, что личный автомобиль в Москве не такое выгодное приобретение, как кажется большинству. Если вы не проезжаете больше 20 000 км в год, наиболее привлекательными для кошелька становятся такси и каршеринг. Это примерно 60 км в сутки. То есть, значительной части народа достаточно скоро выгодней будет отказаться от личного авто. Ну или же в крайнем случае выбрать что-то более скромное и экономичное.



Так, передвижение по Москве обходится ежегодно в среднем в 329 тысяч рублей, если проезжать в год около 5 тысяч километров. Проехать за год аналогичное расстояние на такси стоит 142 тысячи рублей, а воспользоваться каршерингом — 102 тысячи рублей. При пробеге порядка 10 тысяч километров стоимость владения авто возрастает до 340 тысяч рублей: такси обойдется уже в 293 тысячи, а каршеринг — в 211 тысяч рублей. Разница весьма ощутимая - в три с лишним раза.

Зависимость меняется только при пробеге свыше 20 тысяч километров: в таком случае свое авто будет стоить 361 тысяч ежегодно, такси — 586 тысяч рублей, а каршеринг — 423 тысячи рублей. Но столько ездящих людей не так уж много.



Неудивительно, что в крупных городах кашеринг постепенно идет в дополнение (а затем пойдет на смену) пока еще привычному личному автотранспорту. Статистика четко подтверждает это.

В Москве посчитали количество поездок на машинах каршеринга

В Москве за полгода водители совершили более 24 млн поездок на автомобилях системы каршеринга. Эта цифра на один миллион больше, чем за весь прошлый год. В 2018 г. краткосрочной арендой машин горожане воспользовались 23 млн раз. Об этом сообщает официальный портал мэра столицы. На данный момент в столице насчитывается более 21 тыс. автомобилей разных операторов. По данным властей, автопарк увеличился ровно в два раза по сравнению с июлем прошлого года. Ожидается, что в следующем году число машин краткосрочной аренды достигнет 30 тысяч. То есть, более чем двукратный рост. Впечатляет.

А вот вам еще каршеринг в цифрах: статистика от McKinsey и Deloitte

McKinsey & Company – международная консалтинговая компания, специализирующаяся на решении задач, связанных со стратегическим управлением. McKinsey в качестве консультанта сотрудничает с крупнейшими мировыми компаниями, государственными учреждениями и некоммерческими организациями. В McKinsey & Co. работает около 9000 консультантов в 60 странах. Ее клиенты – это две трети компаний из Fortune 1000, правительственные и другие некоммерческие организации. В 2018 году McKinsey провела масштабное исследование транспортных систем 24 крупнейших мегаполисов мира. Цель – всесторонняя оценка транспортных систем как по объективным показателям, так и с точки зрения горожан. По результатам исследования, Москва вошла в топ-10 мировых мегаполисов по удобству и эффективности транспортной системы. Кстати говоря :)



С 2014 года связанные с каршерингом проекты получили около $9,6 млрд инвестиций. При этом эксперты ожидают, что данный сегмент транспортного рынка к 2027 году вырастет за счет развития технологий автономного транспорта и роботакси.

Популярность сервисов заказа такси в Москве обратно пропорциональна популярности каршеринга. Если в столице онлайн-сервисами такси пользуется 81% населения, то каршерингом – 15% респондентов.

В 2006 году развитие рынка совместного использования автомобилей в Европе составило всего 0,2%. В 2014 году популярность каршеринга выросла до 2,2%. К 2020 году развитие сферы каршеринга может достигнуть 15,6%, объединив при этом 15 миллионов пользователей.
Рост очевидный.

В России каршерингом пользуются 12% водителей. 22% россиян на вопрос «Готовы ли вы предоставить свой автомобиль другому водителю, пока не пользуетесь им?», ответили «да» или «возможно». В Японии и Германии так ответили соответственно 30% и 31%, в большинстве других стран – почти или свыше 50% водителей, в Китае – 73% респондентов. ТО есть, потенциал дальнейшего роста есть.



И главное:

Каршеринг в основном заменяет поездки на личном автомобиле и почти не влияет на использование общественного транспорта.

То есть, в конечном итоге потоки машин по крайней мере в крупных (а затем и средних тоже) городах станут поменьше и дышать в их центрах станет полегче. Как закоренелый пешеход и сторонник ЗОЖ только приветствую это. А как сторонник сокращения паразитарной составляющей экономики (не секрет, что многие покупают личные машины не потому, что они им реально нужны, а ради понтов или потому, что типа так принято - "нет машины - не мужЫк" и т.п. Меня эти аргументы никогда не трогали) - приветствую особенно.

Ну а об общественном транспорте, включая междугородний и трансконтинентальный, и его светлом будущем - уже в другой раз, отдельно.

Tags: аналитика, новости, прогнозы, экономика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments