Серый Крокодил (grey_croco) wrote,
Серый Крокодил
grey_croco

Categories:

Бобро поржаловать в любовно выстаиваемый кукловодами Дивный Новый мир победившей идиотократии?

О падении интеллектуального уровня поколения постмиллениалов сегодня не говорит уже, пожалуй, только самый ленивый. И множество фактов реально подтверждают это, хотя их интерпретация зачастую и сильно отличается у разных авторов. Приведу две самых часто встречаемых позиции, взяв в качестве отправной точки изданную в прошлом году во Франции книгу под названием "Фабрика экранных идиотов", почти сразу ставшую бестселлером. Саму книгу лично я не читал, поэтому мне и любопытны разные взгляды на ее выводы. Тем более, что общую деградацию значительной части (хотя все же и не всей) рожденного после 1991-го года поколения наблюдаю лично, в режимах как оффлайн, так и онлайн.

«Фабрика экранных идиотов»: французский нейропсихолог нашел причины снижения интеллекта у детей

Вышедшая летом 2019 года книга доктора нейропсихологии Мишеля Демюрже «Фабрика экранных идиотов» стала бестселлером во Франции и настольной книгой для родителей детей младшего школьного возраста. Книга о влиянии новых технологий на развитие подрастающего поколения вышла довольно пугающей. Автор книги отталкивается от простого факта: за последние два десятилетия коэффициент умственного развития (IQ) молодежи не перестает падать, тогда как за все годы ХХ века, прошедшие с момента появления этого понятия, IQ неуклонно рос. Падение интеллекта показывают многие исследования, проводимые в западных странах. В Финляндии и Норвегии, например, определение коэффициента IQ является обязательным при приеме в армию молодых людей, то есть тест проводится в широком масштабе.



И если раньше считали, что научный прогресс должен сопровождаться ростом интеллекта человека — этому способствуют улучшение условий жизни, повышение уровня образования — то теперь это уже не является непреложной истиной. Начиная с 2000-х годов средний IQ молодежи именно в развитых странах постепенно снижается. Франция не исключение: с 1999 по 2009 года средний IQ французов снизился на 3,8 пункта. И полагаю что с 2009 по 2019 год снижение было еще более значительным.

Ученые задались вопросом: в чем причина снижения умственных способностей молодежи? Обычно в ответ приводят несколько факторов. Во-первых, называют экологический фактор. Многие исследования показывают негативное влияние загрязненной атмосферы и продуктов питания на развитие мозга детей.

Существуют многочисленные медицинские исследования, доказывающие пагубное воздействие на мозг ребенка присутствующих в атмосфере тяжелых металлов (свинца и ртути) или используемых в сельском хозяйстве и бытовой химии эндокринных разрушителей (пестицидов, полимеров).
Некоторый вклад это вносит, но он непринципиальный.

Фактор, о котором все больше говорят в последнее время, — это воздействие всевозможных «экранов» на развивающийся мозг ребенка. Под экранами понимают как телевизор (смотря который ребенок остается пассивным), так и разного рода гаджеты: игровые приставки, смартфоны и планшеты.

Доктор наук в области нейропсихологии Мишель Демюрже перечислил негативные последствия долговременного использования экранов детьми. Это отставание в развитии речи у самых маленьких, проблемы с моторикой, нарушение памяти, плохая концентрация, нарушение сна, снижение креативности мышления и различные эмоциональные расстройства (депрессия, агрессивность и склонность к аддикциям).

Как объясняет Мишель Демюрже, изучение данной проблемы началось давно, задолго до появления смартфонов и планшетов. Первые исследования касались времени, которое дети проводят у телевизора. Затем ученые занялись проблемой распространения компьютерных игр. И каждый раз, по словам Мишеля Демюрже, исследователи приходили к одним и тем же результатам: чем больше времени ребенок проводил перед экраном, тем сильнее проявлялись названные выше негативные последствия.


«Все зависит от возраста. До шести лет нет никаких положительных эффектов от использования экранов. Существует множество исследований, которые показывают, что у детей до шести лет, использующих экраны по 10-15 минут в день, уже наблюдаются негативные последствия, влияющие на их развитие. Чем раньше дети получают доступ к экранам, тем больше у них развивается зависимость в более позднем возрасте. Ни одно исследование не показывает положительного эффекта от использования экранов детьми до шести лет, все отмечают только негативные».

Как отмечает Мишель Демюрже, развитие речи и умственных способностей у детей происходит в процессе живого общения:

«Конечно, нужно жить в ногу с эпохой, но наш мозг к этому не приспособлен, он сформировался в эпоху неандертальца. Как он работает: если вы мне даете информацию напрямую, мой мозг откликается, его нейроны начинают работать. Если же я получаю информацию с экрана, то нейроны не будут реагировать — или будут, но значительно меньше. Если вы говорите маленькому ребенку название цвета, например, „зеленый”, три раза подряд, то он выучит это слово. Если он услышит то же слово с экрана, то, по различным исследованиям, ребенку необходимо от двадцати до шестидесяти раз, чтобы выучить новое для него слово.

Другими словами, наш мозг устроен так, что ему необходимо общаться с людьми. Эволюция сделала его таким. Для грудных детей просто жизненно необходимо общаться с живыми людьми. В более позднем возрасте это тоже важно. При настоящем общении мозг обрабатывает информацию иначе, чем когда он получает ее с экрана. Развитие языка происходит во время разговора. Когда в доме выключены все экраны, ребенок слышит около тысячи слов в час. А если ребенок сидит перед экраном, то вы говорите ему примерно 100-150 слов в час. При этом доказано, что когнитивное развитие зависит от количества “получаемых” слов, особенно в раннем возрасте».


В более старшем возрасте постоянное пользование экранами приводит к снижению школьных результатов ученика. Кроме влияния на IQ, возникает и другая проблема: сидя перед экранами, дети мало двигаются, что приводит к ожирению.

«Чтобы нормально развиваться, детскому мозгу нужен покой. При постоянном шуме развиваются гиперактивность и проблемы со сном и с концентрацией внимания. Кроме этого, использование планшетов и смартфонов развивает аддиктивное поведение — то есть приучает к культуре постоянного развлечения: при использовании компьютерных игр в мозге постоянно активируется система компенсации и получения удовольствия, без которой ребенок уже не может делать мысленные усилия», — объясняет Мишель Демюрже.
В общем - полный аналог классической наркозависимости на новом уровне.

В связи с надвигающейся опасностью «тотального оглупления будущего поколения», Мишель Демюрже советует вообще не давать доступа к смартфонам и планшетам детям до шести лет. Начинающим школьникам, по его мнению, позволительно пользоваться этими гаджетами до получаса в день, а ребятам постарше — не больше часа в день. При этом во Франции существует статистика, согласно которой подростки проводят перед экранами до семи часов в сутки.

Ну, это лишь часть подростков. Но сам совет считаю правильным - до формирования хотя бы в общем структуры неокортекса детям пользоваться всякими гаджетами лучше не надо. То есть, как раз до 6-7 лет. Самые умные родители так и поступают, кстати.

О самом же процессе вот здесь рассказано детально:





А вот несколько иной взгляд на изложенную в книге проблему.

Убийца цивилизации. Что делает детей «глупее»?

Уровень IQ у молодых людей снижается, начиная с 1990-х, и этот процесс может быть неостановим. Одни винят во всем смартфоны с телевизорами. Другие кивают на отрицательный отбор по интеллекту. Разбираемся, успеет ли цивилизация закрыть вопрос до того, как средний IQ Homo sapiens упадет до уровня умственной отсталости. Почему снижается средний интеллект детей и можно ли избежать гибели человечества от глупости?

Личное мнение - сочетание нескольких факторов со своей долей вклада в процесс. При этом, ряд их индуцирован искусственно и целенаправленно.





Стив Джобс оставил миру настоящую бомбу в виде смартфона. Популярность этих устройств все растет. Сегодня ими пользуются даже дошкольники, и, как это было с каждым поколением, родители часто опасаются, что избыточное увлечение детей техникой вредно отразится на их умственном развитии. Собственно, затем Джобсу и его детищу и дали зеленый свет.

За их опасениями, на первый взгляд, есть основания. Изучение мозга школьников в возрасте 9-10 лет на МРТ показало: те, кто проводят семь и более часов в сутки за экраном, получают уменьшение толщины коры головного мозга. Она прямо связана с умственной активностью. Лица, у которых IQ падает, показывают ускоренное истончение коры. Те, у кого IQ растет, демонстрируют замедленное истончение. Так что же, смартфоны и планшеты - катастрофа для детских мозгов?

Не совсем.
Согласен - это не единственная причина, но ее вклад весьма значительный.

Во-первых, чтобы быть уверенным в этом результате, нужны длительные исследования - и ученые, занимающиеся этой работой, намерены сделать окончательные выводы только через 10 лет наблюдений за детьми.

Во-вторых, семь часов за экраном пока характерны только для считанных процентов детей. Когда какая-то ситуация наблюдается у такой маленькой группы, она может объясняться не причинно-следственной связью, а совсем иначе. Например, только дети с определенными проблемами в плане широты интересов "застревают" в смартфонах на такое большое время, как семь часов в сутки.

..действительно, IQ по всей планете, с высокой вероятностью, снижается. Опять же, чтобы быть уверенным, нужны более длительные наблюдения. Тест на IQ составляют так, чтобы 50% участников в той или иной части мира имели результат ниже 100, а 50% - выше. То есть "сотня" выступает как средний показатель по популяции. На протяжении XX века уровень "сотки" заметно рос (эффект Флинна). Массовое образование, более калорийное питание (20% энергии мы расходуем на работу мозга) и другие факторы способствовали этому. Поэтому вслед за растущим IQ неоднократно меняли содержание тестов, делая их более "суровыми".

Однако в 1990-х ситуация начала делать разворот на 180 градусов.
То есть, факт глобального оглупления признается.

Самая вероятная причина обратного эффекта Флинна (падения IQ c девяностых) - такая же, как и у прямого (его рост до 90-х). Речь идет о культурных изменениях в обществе. На протяжении XX века люди считали, что лучший интеллект и знания обеспечивают детям лучшие шансы в жизни.

Эту небесспорную идею непрерывно внушали младшему поколению. "Культура превосходства образования" подталкивала молодежь соревноваться в знаниях - и лишь те дети, которые находили это слишком сложным, пытались открыть другой путь. В любом случае, даже они испытывали уважение к знаниям.
До рубежа 1980-90-х эта идея была бесспорной, свидетельствую как очевидец.

Перенесемся в XXI век. Невозможно жить в 2019 году и думать, что условная Ким Кардашьян добилась чего-то в жизни благодаря высшему образованию - тем более что у нее его нет.

Как говорит о нашем времени сам Флинн, первооткрыватель одноименного эффекта: "Победа визуальной культуры [восприятия] означает, что меньше людей читает длинные романы или книги по истории. Люди живут в пузырьке из настоящего, что делает их более уязвимыми к воздействию подаваемой извне информации - у них просто нет ничего "своего", ничего, что они могли бы противопоставить тому, что им говорят. Улучшение аналитических способностей [более] не делает вас лучшим гражданином".
А что бы в таких условиях противостоять системе, нужна незаурядная сила воли..

В общем-то, в истории уже были сходные примеры, своего рода "развенчивание" более ранних представлений о том, что знания чрезвычайно важны. Черное население США, пытаясь противопоставлять себя белым в бытовой культуре, долго высмеивало тех черных, которые стремились упорядочивать, планировать свою жизнь или действовать чересчур "умно".

Итоги вполне ожидаемы: именно афроамериканцы показывают самые низкие результаты по IQ в Штатах. Причем дело вовсе не в генах. Те же негры, но приехавшие в США не так давно из стран Карибского бассейна и поэтому не попавшие в жернова местной черной субкультуры, демонстрируют вполне нормальный IQ.
Кстати, да.

Во многом похожую ситуацию иногда можно наблюдать и среди наших соотечественников. Родители, говорящие чаду "Ну и фиг с ней, с учебой", еще 20 лет назад воспринимались бы как маргиналы. Сегодня "Ну и черт с ней, с двойкой" - нормальная реакция. И многие даже призывают учить детей спокойнее относиться к низким отметкам. Ну да, если подобные установки внедряются в массы вполне целенаправленно, то понятно, что очень многие поддаются им.

IQ к моменту окончания школы в норме положительно связан с интенсивностью учебных усилий. А значит, в условиях современных культурных изменений он может упасть. Но это не будет говорить о том, что дети и правда "глупеют" - они лишь меньше стараются учиться, а это разные вещи. Но - взаимосвязанные. Если не прокачивать свой мозг, он попросту не будет работать или будет, но плохо.

..Довольно давно было установлено, что IQ, вне зависимости от страны, имеет негативную корреляцию с фертильностью. Попросту говоря, в наше время лица с более низким IQ в норме заводят больше детей.

Как несложно догадаться, низкая фертильность лиц с высоким IQ и повышенными шансами на получение высшего образования означает, что такие их гены из популяции вымываются. Что еще хуже - эти же гены коррелируют со здоровьем в преклонном возрасте. То есть благодаря отрицательному отбору по генам, коррелирующим с IQ, человечество получает не просто снижение этого показателя, но еще и снижение вероятности здоровой старости будущих поколений.

К сожалению, проблема на данном этапе практически нерешаема. Никто не может заставить людей иметь больше детей - такие схемы не работают. Не будем повторяться, все это уже описано в фильме-антиутопии о будущем нашего вида под говорящим названием "Идиотократия" (на русский название перевели неверно).
Согласен - особенно в условиях, когда коллективное бессознательное явственно чувствует приближение Эпохи Песца, эта проблема практически нерешаемая..



Схема в этом отрывке из фильма страдает резкими преувеличениями, но в целом все примерно так и есть.



Что самое интересное - реальная элита (а не мнящие себя таковой прикормленные клоуны) четко придерживается классической схемы воспитания и образования. А гаджеты спихивает прекариату и прочим пролам.

«Это новый показатель статуса, его видно не всем». На что элита променяла яхты и сумочки. Эта ссылка уже была, но приведу ее еще раз, ибо показательно.

..Богатые люди инвестируют в образование и здоровье, что помогает им развивать социальную мобильность и получать доступ к тому, что недоступно среднему классу. Наличие знаний и богатого «культурного фонда» в голове позволяет сегодня подняться по социальной лестнице и наладить связи, у человека появляется социальная мобильность, которую не обеспечит ни одно украшение.. Богатые семьи тратят миллионы, чтобы жить в нескольких минутах ходьбы от лучших школ страны, они платят $ 60 000 за тур по колледжу на частном самолете и считают это нормальным. Они делают такие инвестиции в образование в надежде обеспечить детям успешное, стабильное будущее.

Ну а о том, что Жадный Билли и Стив Айфоныч запрещали своим детям пользоваться смартфонами аж до 14 лет - эти признания зафиксированы. Так что раннее активное пользование экранными гаджетами резко повышает шансы стать одним из тех, кто входит в "поколение экранных идиотов".

Примеру Гейтса и Джобса следуют многие руководители технологических компаний. Так, исполнительный директор 3D Robotics Крис Андерсон ввёл родительский контроль и лимитировал время на все электронные устройства в доме. Он на своем примере убедился, к чему приводит слишком тесное взаимодействие с электронными гаджетами.

В общем, бобро поржаловать в мир победившей управляемой идиотократии с Анклавами сравнительно нормальных людей. Правда, сохранять такой статус кво долго не получится, и максимум через пару поколений деградация доберется и в Анклавы. Но мало кто думает о будущем, которое наступит через полвека..

А пока же, помимо тотального оглупления мясное поколение постмиллениалов еще и готовят к развязыванию еще одной войны - межпоколенческой. Но об этом - в другой статье.

Tags: Кризис, аналитика, дегенеративная цивилизация, их нравы, техника, философское
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments