Серый Крокодил (grey_croco) wrote,
Серый Крокодил
grey_croco

Categories:

Любимому лунному трактору - 50

Уважаемый редактор!
Может лучше про реактор?
Про любимый лунный трактор?

Не вопрос, можно и про лунный трактор. Тем более, что ему сегодня полтинник стукнуло :)

«Луноход-1» (Аппарат 8ЕЛ № 203) — первый в мире планетоход, успешно работавший на поверхности другого небесного тела — Луны с 17 ноября 1970 по 14 сентября 1971 года. Принадлежит к серии советских дистанционно-управляемых самоходных аппаратов «Луноход» (проект Е-8)для исследования Луны (проект Е-8), проработал на Луне одиннадцать лунных дней (10,5 земных месяцев), проехал 10 540 м.



До этого в феврале 1969 года была неудачная попытка запуска «Луноход-0». Но носитель не вышел на заданную орбиту и разрушился.



Первоначально Луноходы планировалось использовать как часть пилотируемой лунной программы. Предполагалось, что перед осуществлением высадки космонавта на Луну будут отправлены два лунохода для выбора основного и запасного района прилунения. В запасной район потом должна была сесть в автоматическом режиме резервная беспилотная лунная кабина ЛК-Р. Наконец в основном районе прилунилась бы лунная кабина с космонавтом.

«Луноходы» создавались под руководством Г. Н. Бабакина в конструкторском бюро Машиностроительного завода имени С. А. Лавочкина (Химки, Московская область). Самоходное шасси для лунохода было создано под руководством А. Л. Кемурджиана во ВНИИтрансмаш (Ленинград), где до этого разрабатывались ходовые части танков. Этой же организации была поручена разработка самоходного шасси с блоком управления движением и системой безопасности с комплектом информационных датчиков.

Эскизный проект лунохода был утверждён осенью 1966 года. К концу 1967 года была готова вся конструкторская документация. Масса и габариты создаваемых луноходов были обусловлены максимальной возможной массой, доставляемой на поверхность Луны унифицированной посадочной ступенью, и габаритами головного обтекателя ракеты-носителя «Протон», с помощью которой связка «посадочная ступень — луноход» выводилась на траекторию полёта к Луне.

Для отработки методики управления луноходом в Крыму под Симферополем был создан специальный "лунодром". Тут экипажи лунохода и смогли попрактиковаться в управлении аппаратом. Для управления луноходом отобрали 11 офицеров.



Масса планетохода составила 756 кг (в том числе шасси 105 кг, включая массу ходовой части с приводами 88 кг).



Длина с полностью открытой солнечной батареей — 4,42 м, ширина в верхней части — 2,15 м, ширина по колёсам — 1,60 м, высота — 1,92 м. Колёсная формула 8×8, трансмиссия электрическая (герметичные электродвигатели постоянного тока) с индивидуальным приводом колёс. Диаметр колёс — 510 мм, ширина — 200 мм, колёсная база — 1705 мм, ширина колеи — 1600 мм, просвет — 380 мм. Колёса выполнены из металлической сетки с титановыми лопатками.

Луноход имел две скорости движения, 0,8 и 2,0 км/ч, позволяющих двигаться вперёд и назад. Тормозная система — электродинамические замедлители и механические однодисковые тормоза с электромагнитным приводом. Подвеска независимая, торсионная с качанием рычагов направляющего механизма в продольной плоскости. Луноход мог разворачиваться на месте с нулевым радиусом разворота, на ходу — с радиусом разворота 2,7 м (по центру опорного четырёхугольника).

Луноход мог преодолевать выступы высотой 35 см и уступы высотой 40 см, трещины шириной 1,0 м, подъёмы в 20° (нормативно; в действительности расчёты проходимости по результатам движения на реальном лунном реголите показали, что луноход мог подниматься по 27-градусному склону).

Солнечная батарея собрана из кремниевых элементов, включённых в последовательно-параллельную цепь, обеспечивает до 1 кВт электрической мощности.

Поддержание температуры лунной ночью обеспечивалось радиоизотопным источником тепла В3-Р70-4 с начальной тепловой мощностью 150—170 Вт, которая выделялась изотопом полоний-210 (в составе полонида иттрия). Общая начальная масса полония — 1,1—1,2 г, период полураспада 138 дней.

Научное оборудование Лунного Трактора:

Две телекамеры (одна резервная), четыре панорамных телефотометра;
Рентгеновский флуоресцентный спектрометр РИФМА;
Рентгеновский телескоп РТ-1;
Одометр-пенетрометр ПрОП;
Детектор радиации РВ-2Н;
Лазерный рефлектор ТЛ.



Доставлен на поверхность Луны 17 ноября 1970 года советской межпланетной станцией «Луна-17» и проработал на её поверхности до 14 сентября 1971 года (в этот день был проведён последний успешный сеанс связи с аппаратом). Таким образом, продолжительность работы «Лунохода-1» составила 302 суток.



Луноход проработал на Луне в три раза больше своего первоначально рассчитанного ресурса (3 месяца). За время нахождения на поверхности Луны «Луноход-1» проехал 10 540 м, обследовав площадь в 80 000 м², передал на Землю 211 лунных панорам и 25 тысяч фотографий. Максимальная скорость движения составила 2 км/ч. Суммарная длительность активного существования Лунохода составила 301 сутки 06 ч 37 мин. За 157 сеансов с Землёй было выдано 24 820 радиокоманд. Прибор оценки проходимости отработал 537 циклов определения физико-механических свойств поверхностного слоя лунного грунта, в 25 точках проведён его химический анализ.

На «Луноходе-1» был установлен уголковый отражатель, с помощью которого ставятся эксперименты по точному определению расстояния до Луны. Отражатель «Лунохода-1» в декабре 1970 обеспечил порядка 20 наблюдений из Крымской астрофизической обсерватории с использованием 2,6-метрового Зеркального телескопа Шайна (первое — 5 декабря 1970 г.), позволявшие определять расстояние до отражателя с погрешностью 3 м, с откликом в среднем 0,07 фотоэлектрона на один лазерный импульс.



Копия Лунного Трактора в Политехническом музее. Я в свое время видел ее:







Затем, в январе 1973 года на Луне побывал Луноход-2. Он прошел уже 42 км - рекорд передвижения планетохода до 2015 года.

В 1977 году на Луну должен был сесть Луноход-3. Но в 1976 году лунная программа Союза была свернута.

После чего последовал длительный перерыв "забвения Луны". И вот сейчас хотя бы обозначилась движуха в ее направлении. Чему лично я очень даже рад. Так же, как рад тому, что Центр Дальней космической связи, о котором я писал почти 12 лет назад из которого управляли Луноходами, восстанавливается и снова входит в работу.

Так что полагаю, мы еще увидим на Луне новые мирные Трактора..

З.Ы. Кстати, в отличие от программы Аполлон, в реальности Луноходов никто никогда не сомневался.

Tags: Космос, СССР, история, техника
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments