Серый Крокодил (grey_croco) wrote,
Серый Крокодил
grey_croco

Categories:

О тех, кто в море. Будни первопроходцев.

"Люди делятся на три категории - живые, мертвые и те, кто в море".


Читая о Эпохе Великих географических открытий не перестаешь удивляться мужеству первопроходцев, которые шли на риск, с точки зрения современного человека совершенно невероятный. И корабли той эпохи по своим размерам были меньше современных яхт, и время пересечения к примеру Тихого океана составляла несколько месяцев и штормы, бури и ураганы с легкостью отправляли деревянные скорлупки на дно океанское. Но больше всего удивляешься терпению и выдержке, с которой люди тех вермен переносили тяготы и неудобства морского быта.

Вот как например питались на кораблях эпохи от Колумба до Кука моряки, отправлявшиеся в длительные плавания к дальним неведомым землям.


"Во времена Колумба или даже Кука основными продуктами питания на судах были сухари, зачастую кишевшие червям и тараканами и поэтому не раз во время плавания прокаливашиеся на огне. На протяжении столетий обед готовили весьма примитивным и грубым способом: в первой половине дня суточная норма солонины опускалась в бочку с морской водой и один из матросов босиком вытанцовывал на этой груде мяса до тех пор, пока содержание соли в нем не становилось вполне сносным.

Опасаясь пожара, нередко отказывались от того, чтобы как-то подогревать еду. Если позволяла погода, пекли лепешки из муки, которые тоже были исключительно солеными, поскольку почти во все съестные припасы закладывалось много соли. Это делалось для того, что бы продлить сохранность продуктов питания и уберечь их от нашествия грызунов и червей. В рацион моряков входили также вяленая рыба, свиное сало, сушеные бобы и фрукты, горох, чечевица, сыр и жир. Чтобы хоть немного повысить вкусовые качества пищи, использовали растительное масло, изюм и уксус.

Долгое время на судах не было ни коков ни камбузов. Неблагодарная задача приготовления пищи в большинстве случаев выпадала на долю одного из несчастных корабельных юнг. На военные корабли в качестве коков вербовали непригодных к несению воинской службы матосов. Так, в британском флоте существовало строгое правло, согласно котоому на должность корабельного повара отбирались только те, кто не был способен ни на что другое. Классической фигурой судового повара той эпохи является Джон Сильвер из романа Р. Стивенсона "Остров сокровищ".

Однако в отношении спиртного в то время проявлялась шедрость. Иберийские моряки предпочитали вино. Английским же матросм в XVIII веке выдавали в день по четыре с половиной литра пива, а при плохой погоде им полагалось утром и вечером по четверти литра рома. Позже к рому стали добавлять сок лимона, в качестве средства от цинги.

Столь же нездоровым было и размещение людей на судне. До того, как испанцы познакомились в Америке с гамаками (будущими подвесными койками), люди ложились спать где попало на палубе. Позже команда устраивалась на пушечных палубах - помещениях, как правило постоянно сырых и открытых сквозному ветру. Пространство там было до такой степени ограниченным, что им можно было пользоваться только поочередно. Из этогго порочного круга было невозможно выбраться: в связи с тем, что всегда ожидались большие потери в личном составе, на судно нанималась многочисленная команда, а большая масса людей представляла собой идеальную почву для возникновения всякого рода заболеваний."


В качестве конкретного примера приведу голландскую экспедицию под командованием Виллема Корнелиуса Схаутена, отправившегося в 1615 году в Тихий океан. Паек матроса, участвовавшего в экспедиции состоял из
фунта солонины, фунта вяленой рыбы и кружки пива в сутки (около 1 л) в сутки. Кроме этого каждый член команды получал четыре фунта сухарей, полфунта масла, полфунта сала неделю и кроме того пять головок сыра на все время плавания.

Разумеется, заходя в порт или контактируя с абориенами, была возможность выменять свежие продукты на бусы, зеркальца, топоры и прочий стандартный инвентарь для торговли. Но ведь при длительном плавании далеко не все доживали до этого счастливого момента..

Использовались материалы из книги П.В. Ланге "Горизонты Южного моря".
Tags: история, флот
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments