Серый Крокодил (grey_croco) wrote,
Серый Крокодил
grey_croco

Category:

Вперед на Марс!

История советской марсианской пилотируемой программы.

После теоретического обоснования К.Э. Циолковским возможности преодоления силы земного притяжения и проникновения в космическое пространство мечты людей о полетах на другие планеты Солнечной системы перешли из области фантазии в область практической деятельности. Мощнейшим толчком в этом направлении послужило бурное развитие ракетной и космической техники во второй половине XX века.
Проектные работы по осуществлению полета человека к планете Марс, имеющую из всех планет Солнечной системы наиболее близкие к земным природные условия, начались практически с самого зарождения пилотируемой космонавтики.

Всего было разработано 4 проекта пилотируемого полета на Марс.



1. Проект 1960 года

В 1960 году был разработан первый проект корабля для посадки человека на поверхность Марса. В этом проекте было принято решение об использовании для межпланетного перелета электрореактивной двигательной установки с ядерным источником электроэнергии. Реактор оснащался теневой биологической защитой и имел мощность 7 МВт.

Корабль собирался на околоземной орбите из модулей, выводимых ракетой-носителем Н1, и затем стартовал в сторону Марса с экипажем из шести человек, трое из которых вместе с оборудованием совершали посадку на поверхность Марса, для чего предусматривалось пять аппаратов сегментально-конической формы. После посадки исследовательский комплекс формировался в "поезд" на крупногабаритных колесных шасси, который состоял из пяти платформ: платформы с кабиной экипажа с манипулятором и буровой установкой, платформы с конвертопланом для разведочных полетов над Марсом, двух платформ с ракетами (одна запасная) для возвращения экипажа с поверхности Марса на корабль, находящийся на околомарсианской орбите, и платформы с силовой ядерной энергоустановкой. Поезд в течение одного года должен был пройти по поверхности Марса от южного полюса до северного, провести исследования его поверхности и атмосферы и передать информацию на корабль, обращающийся по околомарсианской орбите, откуда она ретранслировалась на Землю. После окончания работ на поверхности Марса экипаж с образцами грунта и другими результатами исследований возвращался на корабль, находящийся на околомарсианской орбите, и затем стартовал к Земле.





Марсианский "поезд".


2. Проект 1969 года.

В 1969 году был рассмотрен еще один проект экспедиции на Марс. Марсианский корабль должен был собираться на околоземной орбите с использованием модификации ракеты-носителя Н1 (H1M). В составе марсианского экспедиционного комплекса предусматривались: межпланетный орбитальный корабль, в котором размещались экипаж и основные бортовые системы; марсианский посадочный корабль для посадки на поверхность Марса; возвращаемый аппарат для полета к Земле (на нем экипаж спускался на Землю); электрореактивная двигательная установка с ядерным источником электроэнергии. Конструкция марсианского корабля представляла собой удлиненную иглу с вынесенным для радиационной безопасности реактором и коническим тепловым радиатором. В отличие от проекта 1960 года на поверхность Марса садился один аппарат сегментально-конической формы с разворачивающимся лобовым щитом. На корабле также использовались электрореактивные двигатели, мощность ядерного реактора была увеличена до 15 МВт. Численность экипажа была уменьшена до 4-х человек.





Старт с Марса.

3. Проект 1987 года.

Следующий проект экспедиции на Марс, предложенный в 1987 году, после успешного запуска сверхтяжелой ракеты-носителя "Энергия", во многом использовал технические решения проекта 1969 года.

Особенность этого проекта - использование ракеты-носителя "Энергия" в качестве средства доставки элементов корабля на орбиту. Кроме того, для межпланетного перелета использовались две независимые двигательные установки, каждая из которых представляла собой пакет электрореактивных двигателей с ядерным источником электроэнергии мощностью по 7,5 МВт, снабженным тепловым радиатором. Это позволило резко увеличить надежность и безопасность межпланетного перелета без увеличения начальной массы и стоимости.





4. Проект 1988 года.

Существенное изменение проекта произошло в 1988 году, когда в экспедиционном комплексе в качестве энергетической установки было предложено вместо ядерного реактора применить экологически чистую систему с использованием пленочных солнечных батарей на линейных разворачиваемых фермах, отработанных на станциях "Салют-7" и "Мир". Основной мотив этого решения - стремление сделать корабль экологически чистым. Большое влияние на это решение оказал и прогресс в создании пленочных фотопреобразователей энергии, что позволяло значительно упростить создание солнечной электростанции большой мощности.
Основные параметры проекта:

общее время полета - 2 года.
масса корабля - 350 т.
экипаж - четыре человека,
экипаж на поверхности Марса - два человека.
время работы на поверхности Марса - 7 суток.
Экспедицию на Марс планировалось провести с последовательным наращиванием средств, начиная от автоматов и кончая пилотируемой экспедицией.
Предполагалось три этапа:

первый - отработка принципов совместного функционирования элементов марсианского экспедиционного комплекса (МЭК) с использованием его моделей, доставляемых грузовыми кораблями "Прогресс" на орбитальную станцию и собираемых там космонавтами и совершающих дальнейший самостоятельный полет в автоматическом режиме. Эти модели оснащаются научной аппаратурой для уточнения условий функционирования МЭК;
второй - генеральная репетиция пилотируемой экспедиции, в ходе которой солнечный буксир доставит на поверхность Марса два посадочных аппарата вместо одного, причем один из них используется для отработки схемы посадки и возвращения экипажа, а второй (с несколькими марсоходами массой около 20 т) - для проведения детального исследования поверхности Марса;
третий - пилотируемая экспедиция на Марс.



Снизу и сверху - 2 дисковых посадочных аппарата.


Насколько осуществимы были эти проекты? Что из компонентов марсианского корабля было готово к концу 80-х?

В 70-е - 80-е годы в СССР был создан единственный работающий и надёжный промышленный ядерный ракетный двигатель в мире РД-0410. По своим характеристикам он превосходил создававшийся американский ядерный двигатель NERVA.




В 1988 году Владимир Титов и Муса Манаров впервые провели в космосе более года, а в 1995 году Валерий Поляков установил рекорд - 437 суток в космосе. Это ненамного меньше, чем требуется для полета на Марс.

На разных стадиях разработки находились системы жизнеобеспечения, радиационной защиты и прочих необходимых для полета.

В 1987 году была успешно испытана мощная ракета-носитель "Энергия", грузоподъемностью свыше 100 тонн. На ее основе проектировались и более тяжелые носители.



Так что к концу 80-х годов пилотируемый полет на Марс становился вполне реализуемым. И приди к власти в Союзе не Горби Меченый, человек мог ступить на Марс еще в прошлом веке. И этот человек был бы нашим соотечественником.. А может он был бы кем-нибудь из вас, друзья?
Tags: Космос, СССР, история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments