Серый Крокодил (grey_croco) wrote,
Серый Крокодил
grey_croco

Categories:

Этот день в истории. ПКР вступают в бой.

Хотя это случилось 21 октября, но тем не менее..

Это произошло осенью 1967 года, вскоре после шестидневной войны между Израилем и арабскими государствами.

Вечером 21 октября 1967 года египетская радиолокационная станция засекла цель - одиночный корабль, вторгшийся в территориальные воды арабского государства. Это был израильский эсминец "Эйлат", шедший вдоль северного побережья Синайского полуострова недалеко от Порт-Саида. Его командир, капитан 3-го ранга Ицхак опасался только подводных лодок и вел свой корабль противолодочным зигзагом. Поначалу он даже не обратил внимания на обнаруженные радарами два малых катера, находившихся в море на боевом патрулировании.



Эсминец "Эйлат".

Корабль был построен в Англии в 1944 году. Водоизмещение 1710 т, вооружение: 4 одноствольных 114-мм универсальных орудия, 6 зенитных автоматов калибра 40 мм, два четырехтрубных торпедных аппарата (533 мм) и 4 бомбомета.

В 17.00 капитан "Эйлата" приказал лечь на обратный курс, но через 16 минут сигнальщик доложил о каких-то ярких вспышках и клубах дыма, появившихся со стороны Порт-Саида. Вслед за этим небо прочертили огненные хвосты летящих ракет. Ицхак приказал сыграть боевую тревогу и снова повел эсминец зигзагом, одновременно открыв шквальный огонь из 40-мм автоматов по приближающимся ракетам. Но все оказалось напрасным. Ракеты упорно следовали за непрерывно меняющим курс кораблем, пока не настигли его. Первая попала в борт около машинного отделения, а через четыре минуты вторая - в котельное отделение.

Несмотря на отчаянные попытки экипажа спасти корабль, "Эйлат" начал погружаться. И тут его поразила третья ракета. Эсминец развалился на две части и быстро затонул. Матросов, державшихся за обломки на поверхности воды, пришлось спасать с берега - операция эта заняла около 20 часов. Из 199 человек экипажа, находившихся на борту, 47 погибли и 81 получили ранения. И этот смертельный удар по израильскому кораблю нанесли те самые два египетских катера, которые патрулировали в заливе Эт-Тина...

Версии египетской и израильской сторон отличались, но детали в данном случае не играли решающей роли. Потому, что это был первый в истории флота случай потопления боевого корабля новым видом оружия - противокорабельной ракетой.



Что же представляла из себя ракета П-15?


ПКР П-15 была разработана в 1955-1960 годах в КБ "Радуга" под руководством А.Я. Березняка.

Официально ракетный комплекс П-15 был принят на вооружение в 1960 году, но уже в конце 1958 года строительство ракетных катеров проекта 183Р ("Комар") развернулось на двух заводах и продолжалось почти 9 лет. Всего на конец 1965 года по проекту 183Р было построено 112 катеров. Из них Алжиру передано 6 катеров, Египту - 6, Индонезии - 9, Кубе - 18, КНДР - 10, Китаю - 20 (затем они там строились по лицензии), Сирии — 6 и т. д.

Модернизация комплекса П-15 длилась много лет.

В 1961 году в СКБ-5 был разработан проект катера 205У, в котором громоздкие ангары для ракет были заменены более компактными цилиндрическими контейнерами КТ-97М. Такие контейнеры давали не только выигрыш в габаритах по сравнению с ангарами (по длине меньше на 1 м, а по ширине на 0,8 м), но и обеспечивали микроклимат ракете (за счет герметичности), и в случае необходимости могли быть быстро заменены. Введение цилиндрических контейнеров стало возможно после модернизации ракеты П-15 в П-15У, в ходе которой крыло стало автоматически раскрываться при вылете из контейнера, подобно ракете П-5. Испытания ракеты П-15У были начаты в 1961 году, а на вооружение она была принята в 1965 году. Ракета П-15У получила индекс 4К-40У.

В 1972 году был принят на вооружение комплекс "Термит" с ракетой П-15М, созданный на базе П-15. Модификация ракеты П-15М использовалась и в мобильном комплексе береговой обороны "Рубеж".

Катер проекта 183Р "Комар" имел ненаводящуюся пусковую установку ангарного типа, (крылья ракеты не складывались). Пусковые направляющие балочного типа были жестко закреплены под углом 11,5°. Длина направляющих первоначально составляла 4,5 м, а затем была укорочена до 2,75 м. Вес пусковой установки 1100 кг. По проекту катер 183Р мог производить пуски ракет при скорости хода от 15 до 30 узлов и состоянии моря до 4 баллов. Перезарядка пусковых установок производилась в базе, при этом на одну ракету затрачивалось около 30 мин.




Ракета П-15.

Технические данные:

Длина ракеты с ускорителем, м - 6.55.
Диаметр корпуса, м - 0.76.
Стартовый вес ракеты, кг - 2125.
Вес стартового ускорителя, кг - 340.
Вес боевой части, кг - 480.
Дальность обнаружения цели типа эсминец, км - 24.
Дальность стрельбы максимальная, км - 35-40.
Дальность стрельбы минимальная, км - 8.
Маршевая скорость, м/с - 320.
Высота полета, м - 100-200.




Катер проекта 183Р "Комар".

Водоизмещение 85 т, суммарная мощность четырех дизелей 4800 л.с, скорость хода 40 узлов. Длина наибольшая 26,8 м, ширина 6,4 м, средняя осадка 1,8 м.
Вооружение: две ПКР, два 25-мм автомата.
Tags: СССР, история, флот
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments