Серый Крокодил (grey_croco) wrote,
Серый Крокодил
grey_croco

Categories:

Судьба офицера.

Должен признаться - посмотр мелодрамы "АдмиралЪ" имел для меня смысл. Какой именно?

Я задумался - а вообще как сложилась судьба офицеров царского флота после революции? Ведь многие из них перешли на службу к красным и верно служили им всю войну.

И тут я вспомнил один запомнившийся в детстве эпизод.

У меня дома лежит подарок деда, капитана I ранга РККФ. Книга издания 1953 года, называется "Рассказы о боевых кораблях". В ней приводился один эпизод Первой Мировой на Черном море, который я запомнил с детства.

Что бы не получилось "испорченного телефона", просто процитирую его дословно.

26 марта с кораблей русского флота было спущено на воду несколько гидросамолетов; они вылетели на разведку над турецкой территорией. Вскоре вернулись все машины, кроме одной. Решили, что невернувшийся самолет сбит противником. Поэтому корабли ушли в Севастополь.

Прошло шесть дней. С борта русского миноносца, крейсировавшего у крымского побережья, заметили небольшую шхуну, шедшую курсом на Севастополь. Велика была радость наших моряков, когда выяснилось, что коанда шхуны состоит из членов экипажа русского гидросамолета, считавшегося погибшим.

Оказалось, что гидросамолет (командиром его был летчик лейтенант Михаил Сергеев, а наблюдателе - унтер-офицер Феликс Тур) действительно был обстрелян турками, пули пробили бак с горючим, почти весь бензин вытек, и пришлось садиться на воду под берегом настолько далеко от русских кораблей, что их сигнальщики не заметили этого.

Вскоре турки обнаружили гидросамолет и поняли, что машина лишена подвижности, что это верная, легкая добыча. Чтобы захватить русский гидросамолет, турецкое командование послало военную шхуну. И тогда случилось невероятное.

Сергеев и Тур, русские воины, свято хранили в сердцах боевой завет поколений русских моряков - лучше гибель, чем позорная сдача врагу. В отчаянно, казалось, положении, они думали не о сдаче, не о поражении, а о победе, о том, чтобы не уронить воинской славы родного флота, чтобы сохранить для Родины доверенное им оружие. Они отлично знали технику своего оружия и поэтоу нашли путь к победе.

Горючего не хватило для продолжеия полета, но остатков его было достаточно, чтобы дать гидросамолету ход по воде. Турки на шхуне, не ожидавшие сколько-нибудь серезного сопротивления, не поверили своим глазам, когда увидели, что русский гидросамолет пришел в движение, завертелся его винт; крылатая лодка, набирая скорость двинулась им навстречу, в стремительную лобовую атаку. Еще несколько минут, и уже на короткой дистанции заговорил ее пулемет. Меткие пулеметные очереди навели панику на не ждавшую такой встречи команду шхуны. Турки стали уходить. Но Сергееву и Туру этого было мало. Они стали нагонять вражеский корабль, продолжая осыпать его пулями. Турки не выдержали, спустили шлюпку и удрали к берегу, оставив шхуну русским летчикам. Сергеев и Тур сняли с гидросамолета все ценные части, приборы, оружие, и затем уничтожили свою машину.

Славные моряки-летчики на время превратились в матросов, подняли паруса на своем трофейном корабле и успешно довели его до родных берегов.



Несколько дней назад я перечитал этот эпизод еще раз и задал вопрос: "А как сложилась судьба героического экипажа ?" За кого они воевали в гражданскую войну? Что случилось с ними после войны?

Сразу скажу - о судьбе унтер-офицера Феликса Тура мне так и не удалось найти информацию. Если кто поможет - буду признателен.

А вот о летчике - мичмане Михаиле Сергееве информация есть. И она оказалась настолько интересной, что я решил написать о судьбе этого человека.


Родиной семьи Сергеевых является Вятская земля.

Родоначальник генеалогического древа семьи Сергеевых Михаил Сергиев при царе Алексее Михайловиче был послушником в Троице - Сергиевой Лавре. Потом вернулся в мир, женился, нарожал детей. По традиции, девять мужчин рода посвятили себя Церкви. Кто священником становился, кто дьяконом. Типичным сельским батюшкой был Михаил Григорьевич, настоятель храма в селе Сретенском. Приехал туда молодым священником, всю жизнь трудился на глазах у односельчан, был человеком степенным, домовитым. Все службы, псалмы, тропари знал наизусть. Создал хороший детский хор. Ну и у самого священника были дети. Но вряд ли он мог предполагать в 1891 году, что его только что родившийся сын Михаил выберет карьеру морского офицера и через 22 года закончит Морской кадетский корпус в Санкт - Петербурге, получив квалификацию корабельного артиллериста.




Мичман Михаил Сергеев. 1913 год. Снимок сделан в Вятке.



Молодого офицера назначили командиром батареи эскадренного броненосца Черноморского флота "Синоп". Этот корабль вступил в строй в июне 1889 года. 27 сентября 1907 года его переклассифицировали в линейный корабль. В 1910 году корабль перевооружили, корпус и механизмы капитально отремонтировали и он принял участие в первой мировой войне в качестве брандвахты, охраняя вход в Севастопольскую гавань.

Ещё в 1912 году М.Сергеев, на самолёте Качинской авиашколы совершил в качестве пассажира свой первый полёт будучи гардемарином. Этот полет оказал на него огромное впечатление. Небо пленило его и в 1916 году он поступил в школу морских лётчиков, располагавшуюся на Гутуевом острове Петрограда, где учили летать на гидросамолётах М-2.

В июле 1916 года М. Сергееву присвоили чин лейтенанта и направили в корабельный дивизион воздушной дивизии Черноморского флота, куда также входили две воздушные бригады и отряд дирижаблей.

Тогда на Черном море действовали два русских гидроавиатранспорта - "Император Александр I" и "Император Николай I", которые вступили в строй в конце 1914 начале 1916 года. Гидрокрейсер "Император Александр I", на который получил направление мичман Сергеев, был построен в Англии. Имел водоизмещение - 9240 т, мощность паровой машины 5100 л.с., скорость хода 15 узлов, длину наибольшую 117 м, ширину 15,4 м, осадку 6,2 м, вооружение: 6-120-мм орудий, 2-57-мм пушки, 2 пулемета, 7 гидроаэропланов. Гидроаэропланы конструкции Кертиса и Вуазена так же были построены по заказу за рубежом.


12 марта 1917 г. 8-му гидроотряду Черноморского флота было приказано погрузиться на корабли и отправиться в район Босфора, чтобы осуществить разведку и аэросьемку береговой полосы и уничтожить бомбами артбатареи, установленные на мысе Кара-Бурун. Во время разведки над Босфором и произошел эпизод, о котором было написано в книге. Не имея продовольствия и пресной воды, летчики за 6 дней привели захваченную в бою парусную шхуну к русскому берегу.

За этот подвиг командующий Черноморским флотом вице-адмирал А. В. Колчак наградил лейтенанта М. Сергеева именным золотым оружием. Так пересеклись пути Адмирала и Мичмана.

Судьба Колчак теперь известна всем. А какова была судьба Мичмана?

5 мая 1917 года, во время воздушной операции на Румынском фронте, около Констанцы, Михаил Сергеев, возвращаясь с задания, был атакован тремя немецкими гидроаэропланами, одного сбил, но сам не смог уклониться от пулемётной очереди, был ранен и попал в плен. На Родину он вернулся после войны, в декабре 1918 года.

На Родине в это время "полыхала Гражданская война, от темна до темна". И военный летчик не остался в стороне от бурных событий того времени.

Но в отличии от Адмирала, Михаил Михайлович Сергеев с начала 1919 года поступает на службу в Рабоче - Крестьянский Красный Флот, в качестве красвоенморлёта (красноый военно-морской летчик).

В то время гидроавиачасти входили в состав флотов и флотилий и подчинялись начальникам морских сил флотов и флотилий. 26 декабря 1920-го года, приказом Pеввоенсовета Республики был сформирован воздушный флот Черного и Азовского морей. Его начальником стал морской летчик М. М. Сергеев. На этой должности он находился до 1923 года. С 1925 по 1927 гг. был заместителем начальника ВВС РККА. В петлицах его мундира были знаки различия в виде ромбов, что соответствовало генеральскому званию. Но в 1929 году из армии его уволили.

Он перебрался на Крайний Север, где, по предложению Отто Юльевича Шмидта был назначен заместителем начальника по морской части Западно - Таймырской экспедиции. Главной задачей экспедиции был поиск мест возможного строительства арктических аэродромов для полетов полярных лётчиков.

В 1933-34 гг он участвовал в полярном морском походе. Выйдя из Архангельска на шхуне "Белуха", участники экспедиции обследовали острова, в том числе Уединения, Крузенштерна, дошли до пролива Фрама, архипелага островов Известий ЦИК, проделали ряд важных научных работ. О походе Западно - Таймырской экспедиции был снят документальный кинофильм. На обратном пути в Архангельск "Белуха" получила пробоины и затонула. Экспедицию спас пароход "Аркос". Об этом событии в 1934 году писала газета "Известия".

С 1935 г. М. Сергеев работал инженером по авиационному вооружению в группе талантливого изобретателя Леонида Васильевича Курчевского, который известен тем, что разрабатывал динамо - реактивные пушки (ДРП), прототип безоткатных орудий.

С 1936 года до начала Великой Отечественной войны Михаил Сергеев трудился инженером на артиллерийском заводе в Подлипках (ныне г. Королев).

С началом Великой Отечественной войны он подал рапорт на имя Наркома ВМФ СССР и был отправлен на фронт. По иронии судьбы ему, как и четверть века назад, присвоили воинское звание "лейтенант". Как специалист высокого класса он был назначен инспектором артиллерии Волжской военной флотилии, где встретился с сыном, Константином, получившим такое же звание после окончания Высшего Военно - морского инженерного училища имени Ф.Э. Дзержинского. Сталинград был крупнейшим промышленным центром. А после падения Севастополя в нём сосредоточили все тыловые запасы кораблей Черноморского флота, которые базировались в Поти и других местах Кавказского побережья.

Вместе с сыном Михаил Сергеев находился в Сталинграде с первого до последнего дня его героической обороны.

После Сталинградской битвы Михаил Михайлович Сергеев, будучи районным инженером управления , занимался вопросами применения авиационного вооружения, был награждён орденом Красной Звезды, закончил войну в звании подполковника.

Долгие годы он преподавал в МВТУ им. Н. Баумана (до 1963 года), умер в 1974 году в возрасте 83-х лет и был похоронен на столичном Ваганьковском кладбище. На могиле первого командующего морской авиацией Азовского и Чёрного морей лётчики Черноморского флота установили гранитный валун, специально доставленный ими из Крыма. Среди островов Известий ЦИК в Карском море - Тройного, Хлебникова, Гаврилина, есть и остров Пологий - Сергеева, названный в честь прославленного морского лётчика.



Михаил Михайлович Сергеев с сыном Константином. Москва.

Его сын, Константин Сергеев стал офицером-подводником. Он окончил Военно-морскую академию, участвовал в создании первых атомных подводных лодок. Служил заместителем начальника отдела подводных лодок Главного Управления кораблестроения ВМФ, начальником отдела в аппарате Заместителя Главнокомандующего Военно-морским флотом по кораблестроению и вооружению. С 1975 года работал старшим инженером этого Управления. Награжден двумя орденами Отечественной войны II степени, четырьмя орденами Красной Звезды и орденом Знак Почёта, медалями - "За боевые заслуги", "За оборону Сталинграда", "За оборону Советского Заполярья" и другими. Внуки Андрей и Кирилл стали флотскими инженерами.



Морская династия. М.М. Сергеев с сыном Константином и внуками Кириллом и Андреем на Красной площади. Начало 70-х.

Вот о таких людях и надо снимать фильмы, писать книги, на их примере учить молодежь. Только сейчас в фаворе не реальные мичманы, а всякие гламурно-опереточные "АдмиралЪ"-ы..

UPD.

Был награжден:

орден Св. Станислава с мечами и бантом (06.07.1915)
орден Св. Анны 4-й ст. с надписью «За храбрость» (15.02.1916)
Tags: история, флот
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 45 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →