
Вспоминая сегодня о юбилее, я решил перечитать биографию Алексея Леонова. Кое-что из нее мне показалось интересным и я просмотрел биографии всех космонавтов из первого, "гагаринского" отряда. Результат этого "исследования" и будет основой статьи.
Так как же начинал свой путь к звездам космонавт Леонов?
Родился 30 мая 1934 года в селе Листвянка Тисульского района, ныне Кемеровской области, был девятым ребёнком в семье. В 1938 году он вместе с матерью переехал в Кемерово. В 1943 году пошел в начальную школу № 19. В 1948 году семья переехала по месту работы отца в город Калининград (Кенигсберг), где его родственники проживают и ныне. Окончил среднюю школу № 21[1] Калининграда в 1953 году. В 1955 году окончил 10-ю Военную авиационную школу первоначального обучения лётчиков в Кременчуге, куда поступил по комсомольскому набору. В 1957 году окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков (ВАУЛ). В 1960 году был зачислен в первый отряд советских космонавтов.
Итак, девятый сын крестьянина заканчивает школу и становится сперва летчиком. а затем и космонавтом. Отметим этот факт (другие привлекшие мое внимание факты отмечены так же).
А вот какой была дорога в космонавты у других людей из состава первого отряда.
Юрий Гагарин.
По происхождению является выходцем из крестьян: его отец, Алексей Иванович Гагарин (1902—1973), — плотник, мать, Анна Тимофеевна Матвеева (1903—1984), — работала на молочнотоварной ферме. Почти полтора года деревня Клушино была оккупирована немецкими войсками.
В мае 1949 года Гагарин окончил шестой класс Гжатской средней школы, и 30 сентября поступил в Люберецкое ремесленное училище № 10. Одновременно поступил в вечернюю школу рабочей молодёжи, седьмой класс которой окончил в мае 1951 года, а в июне окончил с отличием училище по специальности формовщик-литейщик.
В августе 1951 года Гагарин поступил в Саратовский индустриальный техникум, и 25 октября 1954 года впервые пришёл в Саратовский аэроклуб. В 1955 году Юрий Гагарин добился значительных успехов, закончил с отличием учёбу и совершил первый самостоятельный полёт на самолёте Як-18.
27 октября 1955 года Гагарин был призван в армию и отправлен в Оренбург, в 1-е военно-авиационное училище лётчиков имени К. Е. Ворошилова. 25 октября 1957 года Гагарин училище закончил с отличием. В течение двух лет служил в 169-м истребительном авиационном полку 122-й истребительной авиационной дивизии Северного флота, вооружённом самолётами МиГ-15бис. 9 декабря 1959 года Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты.
Герман Титов.
Герман Степанович Титов родился 11 сентября 1935 года в селе Верхнее Жилино Косихинского района Алтайского края в семье учителя. В 1953 году окончил среднюю школу в селе Налобиха.
В армии с июля 1953 года. В 1955 году окончил 9-ю военную авиационную школу первоначального обучения лётчиков (г.Кустанай), в 1957 году – Сталинградское военное авиационное училище лётчиков (г.Новосибирск). Служил в строевых частях ВВС (в Ленинградском военном округе).
В 1957 году окончил Сталинградское военное авиационное училище. В 1960 году был зачислен в отряд космонавтов.
Андриан Николаев.
Родился 5 сентября 1929 года в деревне Шоршелы Мариинско-Посадского района Чувашской АССР (ныне Чувашской Республики). В 1947 году закончил Мариинско-Посадский лесотехнический техникум и по распределению был направлен на работу мастером треста «Южкареллес» на заготовке леса в Карелии. В Карелии проработал до 1950 года, когда был призван в ряды Советской Армии.
Первоначально занимался на курсах воздушных стрелков, а в августе 1951 года был принят во Фрунзенское военное авиационное училище летчиков. После окончания в 1954 году училища служил в авиационных частях в Подмосковье. В 1960 году был зачислен в отряд советских космонавтов (1960 Группа ВВС № 1).
Павел Попович.
Летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации Павел Романович Попович родился 5 октября 1930 в городе Узин ныне Белоцерковского района Киевской области Украины.
Родился в семье кочегара. Во время Великой Отечественной войны находился на оккупированной территории.
Школа была закрыта и учёбу Павел смог продолжить только после прихода советских войск. Время было трудное и поэтому Павел, не бросая школу, поступил подручным кочегара на завод, где трудился отец. Вскоре он был принят в ремесленное училище в Белой Церкви. В 1947 году получил квалификацию столяра пятого разряда и одновременно окончил седьмой класс вечерней школы. В том же году поступил в Магнитогорский индустриальный техникум трудовых резервов. Одновременно с учебой в техникуме занимался в аэроклубе. В 1951 году окончил техникум, получив диплом техника-строителя, и аэроклуб. В 1951 году поступил, а в 1954 году окончил Качинское военное авиационное училище лётчиков имени А.Ф. Мясникова. После окончания училища служил в частях Военно-воздушных сил СССР. В 1960 году зачислен в отряд советских космонавтов.
Валентина Терешкова.
Родилась 6 марта 1937 года в деревне Масленниково Тутаевского района Ярославской области в семье колхозников. Отец работал трактористом, мать занималась домашним хозяйством, трудилась в колхозе. В годы Великой Отечественной войны отец погиб на фронте, и мать с тремя детьми перебралась в город Ярославль. Там маленькая Валя пошла в школу. Закончила школу-семилетку, затем вечернюю школу рабочей молодежи. В конце июня 1954 года пришла на работу на Ярославский шинный завод в сборочный цех закройщицей.
В 1955 году перешла на Ярославский комбинат технических тканей "Красный Перекоп", где работала браслетчицей. В 1956 году поступила в Ярославский заочный техникум легкой промышленности. Кроме работы и учебы в техникуме посещала местный аэроклуб, занималась парашютным спортом, совершила 163 прыжка с парашютом. Ей был присвоен первый разряд по парашютному спорту.
На комбинате "Красный Перекоп" вступила в комсомол, а в 1960 году была избрана секретарем комсомольской организации комбината. В 1960 году закончила Ярославский заочный техникум легкой промышленности. Освобожденным секретарем комитета комсомола Ярославского комбината технических тканей "Красный Перекоп" проработала до 1962 года, когда была зачислена в отряд советских космонавтов (1962 Группа женщин-космонавтов N 1).
Евгений Хрунов.
Родился 10 сентября 1933 года в деревне Пруды Воловского района Тульской области в большой крестьянской семье. Кроме него, у Василия Егоровича и Аграфены Николаевны Хруновых были еще две дочери и пять сыновей. Нелегкими были и послевоенные годы, особенно после того, как умер отец. Матери в одиночку пришлось воспитывать многочисленное семейство.
С восьми лет Евгений мечтал стать лётчиком. Получил среднее образование в сельской школе, после чего окончил Иваньковский техникум механизации сельского хозяйства имени В. И. Ленина по специальности «механик» по тракторам и автомобилям.
В 1952 году Евгений Хрунов был призван в армию и зачислен в военную авиационную школу. В 1956 году, после окончания Батайского военного авиационного училища, направлен для прохождения службы в 86-й гвардейский истребительный авиационный полк 119-й истребительной авиационной дивизии 48-й Воздушной армии. В 1959 году Е. Хрунов вместе с Виктором Горбатко, оказавшимся с ним в одном звене, успешно прошёл медицинскую комиссию и вскоре был зачислен в состав войсковой части 26266 — будущего Центра подготовки космонавтов.
Георгий Добровольский.
Вообще-то он из второго набора, но на правах земляка включил сюда и его :).
Георгий Добровольский (1928—1971) родился 1 июня 1928 г. в Одессе в семье рабочего в бедняцком районе Ближние Мельницы. Он два с половиной года, с октября 1941 по апрель 1944-го, жил на оккупированной территории, ведь все это время Одесса находилась под немецко-румынской властью.
В 1946 г. окончил одесскую спецшколу ВВС, затем Чугуевское авиаучилище, Военно-воздушную академию им. Гагарина. В отряде космонавтов с 1963 года.
Георгий Шонин.
Родился 3 августа 1935 года в городке Ровеньки Луганской области. Отец погиб на войне, более 2 лет семья провела в оккупации. Одесская летная школа, затем Краснодарское специальное летно-техническое училище. В 1953 году – в Ленинград, в Военно-морскую летную школу первоначального обучения. В 1954 году – военно-морское авиационное училище Северокавказского военного округа. С 1957 года – на Балтике в полку морской авиации, через год – в Северном флоте. В 1960 году – принят в отряд космонавтов.
Как интересно получается.. Большинство из космонавтов - выходцы из самого что ни на есть "простого народа", из крестьян. Причем многие - из многодетных семей. А семьи некоторых вообще потеряли отцов во время войны.
И тем не менее они смогли не просто закончить школу и получить профессию, но и стать элитой (слово переводится как "лучшая, избранная часть") страны.
А стало это возможным благодаря реализации важнейшего принципа, без которого невозможно существование успешного государства - наличия работающих социальных лифтов, доступных тем, кто по своим способностям достоин действительно стать лучшей частью общества. И как видите, в СССР эти лифты работали весьма успешно. Поэтому он и стал за столь короткий срок признанной всем миром сверхдежавой.
И обязаны наличию этих лифтов мы в первую очередь Сталину, во времена которого и были созданы возможности для всех, действительно способных на это. Цепочку "школа" - "техникум (профессиональное училище)" - "аэроклуб" - "летное училище" - "авиация" - "отряд космонавтов" мог пройти любой, у кого хватало сил, способностей, а главное - желания.
Именно в процессе индустриализации и возникла потребность в технически грамотных специалистов, которых в те годы был большой дефицит. Вот что говорил Сталин на кремлевском приеме в честь металлургов 26 декабря 1934 года.
«У нас было мало технически грамотных людей. Перед нами стояла дилемма: либо начать с обучения людей в школах технической грамотности и отложить на десять лет производство и массовую эксплуатацию машин, пока в школах не выработаются технически грамотные кадры, либо приступить немедленно к созданию машин и развить массовую их эксплуатацию в народном хозяйстве, чтобы в самом процессе производства и эксплуатации машин обучать людей технике, выработать кадры. Мы избрали второй путь…
Правда, у нас наломали за это время немало машин. Но зато мы выиграли самое дорогое – время, и создали самое ценное в хозяйстве – кадры. То, что было проделано в Европе в течение десятков лет, мы сумели проделать вчерне и в основном в течение трех-четырех лет. Издержки и перерасходы, поломка машин и другие убытки окупились с лихвой».
У десятков миллионов людей тогда появилась возможность выбора. Те, у кого были способности и желание учиться, легко переходили на более высокие ступени социальной лестницы, что было бы практически невозможно еще два десятилетия назад. Этим была создана основа для новой высокоразвитой советской индустрии и науки. А затем, на этой основе и началась реализация космического проекта, потрясшего весь мир.
А теперь простой вопрос. Возможно ли повторение пути Алексея Леонова сегодня для мальчишки из многодетной крестьянской семьи? Я уж не говорю о том, что для половины бывших граждан СССР, оказавшихся ныне на территориях т.н. "независимых государств", возможности стать космонавтом или просто участвовать в космической программе практически не существует в принципе.
Вот и сравнивайте возможности социального роста для рядового гражданина во времена "тоталитарного режима" с временами "суверенной демократии"..
Да, и еще одно, на что я обратил внимание. Оказывается, несколько космонавтов первого отряда во время войны оказались с семьями на оккупированных территориях. По утверждениям либерастов, такой факт "ставил крест на дальнейшей судьбе такого человека". Ну-ну.