Серый Крокодил (grey_croco) wrote,
Серый Крокодил
grey_croco

Categories:

О социальных лифтах товарища Сталина.

Посвящается 45-й годовщине первого выхода человека в открытый космос.



Вспоминая сегодня о юбилее, я решил перечитать биографию Алексея Леонова. Кое-что из нее мне показалось интересным и я просмотрел биографии всех космонавтов из первого, "гагаринского" отряда. Результат этого "исследования" и будет основой статьи.

Так как же начинал свой путь к звездам космонавт Леонов?

Родился 30 мая 1934 года в селе Листвянка Тисульского района, ныне Кемеровской области, был девятым ребёнком в семье. В 1938 году он вместе с матерью переехал в Кемерово. В 1943 году пошел в начальную школу № 19. В 1948 году семья переехала по месту работы отца в город Калининград (Кенигсберг), где его родственники проживают и ныне. Окончил среднюю школу № 21[1] Калининграда в 1953 году. В 1955 году окончил 10-ю Военную авиационную школу первоначального обучения лётчиков в Кременчуге, куда поступил по комсомольскому набору. В 1957 году окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков (ВАУЛ). В 1960 году был зачислен в первый отряд советских космонавтов.

Итак, девятый сын крестьянина заканчивает школу и становится сперва летчиком. а затем и космонавтом. Отметим этот факт (другие привлекшие мое внимание факты отмечены так же).

А вот какой была дорога в космонавты у других людей из состава первого отряда.



Юрий Гагарин.

По происхождению является выходцем из крестьян: его отец, Алексей Иванович Гагарин (1902—1973), — плотник, мать, Анна Тимофеевна Матвеева (1903—1984), — работала на молочнотоварной ферме. Почти полтора года деревня Клушино была оккупирована немецкими войсками.

В мае 1949 года Гагарин окончил шестой класс Гжатской средней школы, и 30 сентября поступил в Люберецкое ремесленное училище № 10. Одновременно поступил в вечернюю школу рабочей молодёжи, седьмой класс которой окончил в мае 1951 года, а в июне окончил с отличием училище по специальности формовщик-литейщик.

В августе 1951 года Гагарин поступил в Саратовский индустриальный техникум, и 25 октября 1954 года впервые пришёл в Саратовский аэроклуб. В 1955 году Юрий Гагарин добился значительных успехов, закончил с отличием учёбу и совершил первый самостоятельный полёт на самолёте Як-18.

27 октября 1955 года Гагарин был призван в армию и отправлен в Оренбург, в 1-е военно-авиационное училище лётчиков имени К. Е. Ворошилова. 25 октября 1957 года Гагарин училище закончил с отличием. В течение двух лет служил в 169-м истребительном авиационном полку 122-й истребительной авиационной дивизии Северного флота, вооружённом самолётами МиГ-15бис. 9 декабря 1959 года Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты.


Герман Титов.

Герман Степанович Титов родился 11 сентября 1935 года в селе Верхнее Жилино Косихинского района Алтайского края в семье учителя. В 1953 году окончил среднюю школу в селе Налобиха.

В армии с июля 1953 года. В 1955 году окончил 9-ю военную авиационную школу первоначального обучения лётчиков (г.Кустанай), в 1957 году – Сталинградское военное авиационное училище лётчиков (г.Новосибирск). Служил в строевых частях ВВС (в Ленинградском военном округе).

В 1957 году окончил Сталинградское военное авиационное училище. В 1960 году был зачислен в отряд космонавтов.


Андриан Николаев.

Родился 5 сентября 1929 года в деревне Шоршелы Мариинско-Посадского района Чувашской АССР (ныне Чувашской Республики). В 1947 году закончил Мариинско-Посадский лесотехнический техникум и по распределению был направлен на работу мастером треста «Южкареллес» на заготовке леса в Карелии. В Карелии проработал до 1950 года, когда был призван в ряды Советской Армии.

Первоначально занимался на курсах воздушных стрелков, а в августе 1951 года был принят во Фрунзенское военное авиационное училище летчиков. После окончания в 1954 году училища служил в авиационных частях в Подмосковье. В 1960 году был зачислен в отряд советских космонавтов (1960 Группа ВВС № 1).


Павел Попович.

Летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации Павел Романович Попович родился 5 октября 1930 в городе Узин ныне Белоцерковского района Киевской области Украины.

Родился в семье кочегара. Во время Великой Отечественной войны находился на оккупированной территории.

Школа была закрыта и учёбу Павел смог продолжить только после прихода советских войск. Время было трудное и поэтому Павел, не бросая школу, поступил подручным кочегара на завод, где трудился отец. Вскоре он был принят в ремесленное училище в Белой Церкви. В 1947 году получил квалификацию столяра пятого разряда и одновременно окончил седьмой класс вечерней школы. В том же году поступил в Магнитогорский индустриальный техникум трудовых резервов. Одновременно с учебой в техникуме занимался в аэроклубе. В 1951 году окончил техникум, получив диплом техника-строителя, и аэроклуб. В 1951 году поступил, а в 1954 году окончил Качинское военное авиационное училище лётчиков имени А.Ф. Мясникова. После окончания училища служил в частях Военно-воздушных сил СССР. В 1960 году зачислен в отряд советских космонавтов.


Валентина Терешкова.

Родилась 6 марта 1937 года в деревне Масленниково Тутаевского района Ярославской области в семье колхозников. Отец работал трактористом, мать занималась домашним хозяйством, трудилась в колхозе. В годы Великой Отечественной войны отец погиб на фронте, и мать с тремя детьми перебралась в город Ярославль. Там маленькая Валя пошла в школу. Закончила школу-семилетку, затем вечернюю школу рабочей молодежи. В конце июня 1954 года пришла на работу на Ярославский шинный завод в сборочный цех закройщицей.

В 1955 году перешла на Ярославский комбинат технических тканей "Красный Перекоп", где работала браслетчицей. В 1956 году поступила в Ярославский заочный техникум легкой промышленности. Кроме работы и учебы в техникуме посещала местный аэроклуб, занималась парашютным спортом, совершила 163 прыжка с парашютом. Ей был присвоен первый разряд по парашютному спорту.

На комбинате "Красный Перекоп" вступила в комсомол, а в 1960 году была избрана секретарем комсомольской организации комбината. В 1960 году закончила Ярославский заочный техникум легкой промышленности. Освобожденным секретарем комитета комсомола Ярославского комбината технических тканей "Красный Перекоп" проработала до 1962 года, когда была зачислена в отряд советских космонавтов (1962 Группа женщин-космонавтов N 1).

Евгений Хрунов.

Родился 10 сентября 1933 года в деревне Пруды Воловского района Тульской области в большой крестьянской семье. Кроме него, у Василия Егоровича и Аграфены Николаевны Хруновых были еще две дочери и пять сыновей. Нелегкими были и послевоенные годы, особенно после того, как умер отец. Матери в одиночку пришлось воспитывать многочисленное семейство.

С восьми лет Евгений мечтал стать лётчиком. Получил среднее образование в сельской школе, после чего окончил Иваньковский техникум механизации сельского хозяйства имени В. И. Ленина по специальности «механик» по тракторам и автомобилям.

В 1952 году Евгений Хрунов был призван в армию и зачислен в военную авиационную школу. В 1956 году, после окончания Батайского военного авиационного училища, направлен для прохождения службы в 86-й гвардейский истребительный авиационный полк 119-й истребительной авиационной дивизии 48-й Воздушной армии. В 1959 году Е. Хрунов вместе с Виктором Горбатко, оказавшимся с ним в одном звене, успешно прошёл медицинскую комиссию и вскоре был зачислен в состав войсковой части 26266 — будущего Центра подготовки космонавтов.


Георгий Добровольский.
Вообще-то он из второго набора, но на правах земляка включил сюда и его :).

Георгий Добровольский (1928—1971) родился 1 июня 1928 г. в Одессе в семье рабочего в бедняцком районе Ближние Мельницы. Он два с половиной года, с октября 1941 по апрель 1944-го, жил на оккупированной территории, ведь все это время Одесса находилась под немецко-румынской властью.

В 1946 г. окончил одесскую спецшколу ВВС, затем Чугуевское авиаучилище, Военно-воздушную академию им. Гагарина. В отряде космонавтов с 1963 года.


Георгий Шонин.

Родился 3 августа 1935 года в городке Ровеньки Луганской области. Отец погиб на войне, более 2 лет семья провела в оккупации. Одесская летная школа, затем Краснодарское специальное летно-техническое училище. В 1953 году – в Ленинград, в Военно-морскую летную школу первоначального обучения. В 1954 году – военно-морское авиационное училище Северокавказского военного округа. С 1957 года – на Балтике в полку морской авиации, через год – в Северном флоте. В 1960 году – принят в отряд космонавтов.


Как интересно получается.. Большинство из космонавтов - выходцы из самого что ни на есть "простого народа", из крестьян. Причем многие - из многодетных семей. А семьи некоторых вообще потеряли отцов во время войны.

И тем не менее они смогли не просто закончить школу и получить профессию, но и стать элитой (слово переводится как "лучшая, избранная часть") страны.

А стало это возможным благодаря реализации важнейшего принципа, без которого невозможно существование успешного государства - наличия работающих социальных лифтов, доступных тем, кто по своим способностям достоин действительно стать лучшей частью общества. И как видите, в СССР эти лифты работали весьма успешно. Поэтому он и стал за столь короткий срок признанной всем миром сверхдежавой.

И обязаны наличию этих лифтов мы в первую очередь Сталину, во времена которого и были созданы возможности для всех, действительно способных на это. Цепочку "школа" - "техникум (профессиональное училище)" - "аэроклуб" - "летное училище" - "авиация" - "отряд космонавтов" мог пройти любой, у кого хватало сил, способностей, а главное - желания.

Именно в процессе индустриализации и возникла потребность в технически грамотных специалистов, которых в те годы был большой дефицит. Вот что говорил Сталин на кремлевском приеме в честь металлургов 26 декабря 1934 года.

«У нас было мало технически грамотных людей. Перед нами стояла дилемма: либо начать с обучения людей в школах технической грамотности и отложить на десять лет производство и массовую эксплуатацию машин, пока в школах не выработаются технически грамотные кадры, либо приступить немедленно к созданию машин и развить массовую их эксплуатацию в народном хозяйстве, чтобы в самом процессе производства и эксплуатации машин обучать людей технике, выработать кадры. Мы избрали второй путь…

Правда, у нас наломали за это время немало машин. Но зато мы выиграли самое дорогое – время, и создали самое ценное в хозяйстве – кадры. То, что было проделано в Европе в течение десятков лет, мы сумели проделать вчерне и в основном в течение трех-четырех лет. Издержки и перерасходы, поломка машин и другие убытки окупились с лихвой».


У десятков миллионов людей тогда появилась возможность выбора. Те, у кого были способности и желание учиться, легко переходили на более высокие ступени социальной лестницы, что было бы практически невозможно еще два десятилетия назад. Этим была создана основа для новой высокоразвитой советской индустрии и науки. А затем, на этой основе и началась реализация космического проекта, потрясшего весь мир.

А теперь простой вопрос. Возможно ли повторение пути Алексея Леонова сегодня для мальчишки из многодетной крестьянской семьи? Я уж не говорю о том, что для половины бывших граждан СССР, оказавшихся ныне на территориях т.н. "независимых государств", возможности стать космонавтом или просто участвовать в космической программе практически не существует в принципе.

Вот и сравнивайте возможности социального роста для рядового гражданина во времена "тоталитарного режима" с временами "суверенной демократии"..

Да, и еще одно, на что я обратил внимание. Оказывается, несколько космонавтов первого отряда во время войны оказались с семьями на оккупированных территориях. По утверждениям либерастов, такой факт "ставил крест на дальнейшей судьбе такого человека". Ну-ну.
Tags: СССР, история, космос
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments