История советской пожарной охраны.
После революции 1917 года новая власть придавала вопросу создания новой государственной пожарной охраны большое значение. Уже 17 апреля 1918 года был издан декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем», подписанный Лениным. С этого дня ведет свою историю советская пожарная служба, ставшая преемником российской пожарной охраны.
После окончания гражданской войны началось оснащение пожарной службы новой техникой. В 1922 году в Москве было уже 30 пожарных автомобилей, правда, большинство из них было без насоса. Но уже в 1926 году в городе было 85 пожарных автомобиля, из которых 32 имели пожарные насосы, а 12 были оборудованы механическими лестницами. А к середине 30-х годов конная тяга в пожарных командах ушла в историю.
Стоит отметить тот факт, что практически с самого начала своей работы, с 1920 года Пожарная охрана была передана в Главное управление коммунального хозяйства НКВД РСФСР, при котором был создан Центральный пожарный отдел. А в 1934 в составе НКВД СССР было организовано Главное управление пожарной охраны. Для охраны пожароопасных и особо важных промышленных объектов и крупных административных центров была создана военизированная Пожарная охрана НКВД. В подчинении органов внутренних дел пожарная охрана находилась до 2002 года.
18 июля 1927 года ВЦИК и СНК РСФСР было утверждено Поло¬жение об органах Государственного пожарного надзора в РСФСР, которое определяло функции, права и обязанности работников Го-сударственного пожарного надзора, а 23 января 1928 года циркуляром НКВД и Народного комиссариата юстиции РСФСР органам Государственного пожарного надзора было предоставлено право самостоятельно производить дознание по делам о нарушении противопожарных правил.
Еще в 1924 году в Ленинграде открылся первый пожарный техникум. В 1936 году создается Центральная научно-исследовательская пожарная лаборатория. В 1937 году лаборатория была реорганизована в Центральный научно-исследовательский институт противопожарной обороны, который уже в довоенные годы провел большую работу по конструированию новых видов пожарной техники, разработке средств и способов тушения пожаров.
К этому же времени на вооружение пожарных начали поступать и спецмашины, химического и углекислотного пожаротушения, прожекторные и т.п. Пожарная служба страны с честью выдержала испытания в период Великой Отечественной войны, сохранив огромное количество объектов военного и гражданского назначения.
Пожарный автомобиль.
В 1947 года на базе Московского пожарно-технического училища организуются Высшие пожарно-технические курсы (ВПТК). В результате принятых мер в СССР имелась целая сеть пожарно-технических учебных заведений. Шесть пожарно-технических училищ (в Ленинграде, Свердловске, Харькове, Львове, Иванове и Иркутске) готовили пожарных специалистов средней квалификации. При училищах существовали заочные отделения. В ряде городов были созданы пожарные техникумы. На базе ВПТК в 1957 году был образован факультет инженеров противопожарной техники и безопасности, который вошел в состав Высшей школы МВД СССР. С 1960 года адъюнктура Высшей школы МВД начала готовить научно-педагогические кадры и для факультета инженеров противопожарной техники и безопасности.
Именно мощная база пожарной службы вместе с организацией гражданской обороны позволили справиться с массовыми пожарами 1972 года. Тогда лесные и торфяные пожары охватили больше десятка областей центральной части России. Огонь полыхал на площади в 1800 тыс. гектаров. В Горьковской области выгорело 460 тысяч гектаров леса, в Марийской автономной республике - 195 тысяч, в Московской и Пензенской областях - по 25 тысяч. В тот год весна и лето прошли без дождей. Температура в тени превышала 30 градусов. В связи с необычно сухой и жаркой погодой, которая длительное время сохранялась во многих регионах центральной части России, уже в июле возникли массовые лесные и торфяные пожары, принявшие в августе характер стихийного бедствия. В третьей декаде августа в указанных регионах было охвачено огнем свыше 650 тысяч гектаров леса, около 35 тысяч гектаров торфяных массивов, 4900 штабелей торфа.
Когда задымилось всё Подмосковье, обком КПСС первым делом создал штаб по борьбе с пожарами. Возглавил его первый секретарь обкома В.И. Конотоп. Подняли на ноги народных контролеров. Вся страна помогала бороться с огнем. В Шатуру временно переехал жить тогдашний министр обороны маршал Гречко, туда же перебрался и Конотоп. Работала система, у которой было всё: и люди, и техника, и дисциплина. И, тем не менее, только в Московской области сгорело 19 деревень. А в тушении пожаров участвовало более 70 тыс. человек, в том числе военнослужащих - 24 тысяч. Огонь собирал страшную жатву: в Подмосковье лесные и торфяные пожары унесли жизни 104 человек. Дыма было столько, что МПС пришлось менять маршруты движения поездов на подступах к столице.
На заседании Политбюро ЦК КПСС рассматривался вопрос: почему с торфяников пожары перебросились на леса? О том, какие жесткие меры были приняты, говорит тот факт, что общее руководство по ликвидации пожаров заседание высшего политического органа страны возложило на первого заместителя министра обороны СССР. Горящие площади были разбиты на квадраты, туда ввели 9 специально отмобилизованных трубопроводных бригад. Вода подавалась по трубам непрерывно в любых направлениях, и исход «битвы» был предрешен. Торфяники буквально «упаковали» толстым слоем воды, а затем сбили огонь в лесах.
В период наибольшего развития пожаров к борьбе с ними единовременно привлекалось около 360 тыс. человек, в том числе свыше 100 тыс. военнослужащих войск гражданской обороны, инженерных и других войск, а также до 15 тыс. единиц землеройной и другой техники.
Пожарная автолестница АЛ-30. Начало 80-х годов.
В первой половине 80-х годов в составе пожарной охраны СССР насчитывалось около 200 тысяч человек плюс примерно 150 тысяч работников военизированной пожарной охраны. На их вооружении находилось около 30 тысяч единиц пожарной автомобильной техники различного назначения.
Все это ясно показывало, что к этому времени в стране была создана система пожарной безопасности, которая позволяла успешно бороться со всеми возможными видами пожаров. Жаль только, что за годы «реформ» эта система была во многом разрушена «эффективными менеджерами и управленцами». И сегодня, к сожалению, страна пожинает плоды этого.