Серый Крокодил (grey_croco) wrote,
Серый Крокодил
grey_croco

Category:

Летящий над землей - Сделано в СССР

Сегодня магнитопланы считаются самым продвинутым (ну, или одним из самых продвинутых) видом железнодорожного транспорта. И в самом деле, летящий над эстакадой поезд производит неизгладимое впечатление на тех, кто увидел это зрелище.

Вот только мало кто из тех, кому известно о таком виде транспорта, или кому даже приходилось им пользоваться (Шанхайский маглев) знают, что магнитные поезда интенсивно разрабатывались в СССР в период с середины до конца 80-х годов..




Это - ТП-05. Первый в СССР вагон на электромагнитной подвеске с линейным электроприводом. Его построили в МИК (полигон «ВНИИПИ Транспрогресс», Раменское) в начале 1986 года. Первый успешный запуск (с подвешиванием) был осуществлен 25 февраля 1986 года.



Этот проект - одно из свидетельств преимущества комплексного планирования перед Невидимой Рукой Рынка. В Союзе прекрасно просчитали грядущие транспортные проблемы городов-мегаполисов. И не только городов с большим населением, но и городов, которые географически сильно вытянуты, чья длина составляет сотню и более километров. Это такие города как Волгоград и Кривой Рог. По оценкам, сделанным в 70-х годах, население в 29 городах Советского Союза должно было превысить миллион, то есть стать городами-миллионерами. И для решения транспортных проблем крупных городов создавались различные институты и бюро. Уже тогда было понятно, что автомобили не очень способны решить транспортную проблему крупного города, а классическое метро дорого и медленно. Считалось, что наряду с совершенствованием традиционных видов передвижения возникла необходимость в создании качественно новых транспортных систем, которые должны быть малошумными, не загрязняющими воздух, экономичными и не создающими дополнительной нагрузки на уличную сеть.

Вот этим требованиям соответствовал последний инновационный проект, доведенный до испытаний, проект транспорта на магнитной подвеске.

К 1986 году был построен 600-метровый скоростной участок в подмосковном Раменском и запланированы участки в Ереване и Алма-Ате.

Также планировалось пускать по трассам вагоны по 65 человек, 19 метров длиной каждый и весом в 40 тонн. Крейсерская скорость же вагона равнялась 250 км/ч, с перспективой 400 км/ч и выше. Кроме того, были планы вывода на линию не отдельных вагонов, а сцепок из нескольких вагонов, то есть полноценных поездов.




Внутренний вид вагона ТП-05.




На испытаниях.




И кстати, ТП-05 успел сняться в кино — в научно-фантастической короткометражке 1987 года «С роботами не шутят». Она вошла в один из выпусков программы "Этот фантастический мир".




Этот выпуск я прекрасно помню. В нем права робота были поставлены выше, чем права человека. В который раз удивляешься тому, что фантасты 50-70-х годов точно предсказали мир победившего глобального капитализма..

К 1992 году НИиПИ Генплана Москвы разработал проекты двух линий. Первый маршрут — аэропорт Шереметьево — Тушинский спортивный аэродром — зона отдыха «Серебряный Бор» — детский парк (на то время проектный) — Дом Правительства на Красной Пресне. Второй маршрут должен был связать районы Чертаново, Ясенево и Бутово (отметим, что проект бутовской ветки легкого метро была задумка не современная, а еще маглевская, но за нежеланием делать что-то реально инновационное, сделано было так как это было сделано). По проекту величина эстакады должна была быть 5-6 метров. Среднетехническая скорость на первом маршруте должна была быть 100 км/ч, на втором — 40. Таким образом, конструкционная скорость должна была быть где-то под 200 км/ч.


З.Ы. В статье использовались материалы с этого сайта:

http://anovichkov.msk.ru/?p=1482


Мой комментарий.

Для меня это лишнее свидетельство того, что разговоры о "технической отсталости СССР" - признак недоумков. В 80-х годах мы выходили на качественно новый уровень, или другими словами - проходили точку бифуркации. А из нее два выхода - или вперед, на качественно новое, более высокое состояние, или на шаг назад, в состояние более архаичное.

К сожалению, тогда переход не состоялся. Причины? Это отдельная, очень большая тема.

Но это вовсе не значит, что все потеряно.


Образ Хари Сэлдона потянулся в сторону и книга вновь появилась в его руке. Он открыл ее и сказал:

- Но как бы тяжело вам не приходилось в будущем, запомните и передайте это вашим потомкам, что путь выбран и что, в конце концов, нас ждет новая и еще более великая Империя!


А. Азимов "Основание".


Все зависит в первую очередь от нас самих.
Tags: СССР, история, техника
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 49 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →