Над драмой «Глитай, або ж Павук» Кропивницкий начал работать задолго до 1882 года - года окончания работы над первым вариантом пьесы. Однако, после того, как в этом году власти дали разрешение ставить спектакли на украинском языке, дело пошло гораздо быстрее и вскоре пьеса увидела свет.
Главным героем произведения является сельский глытай (кулак, мироед) Иосиф Степанович Бычок, ради наживы готов на все - и на мошенничество, и на кражу, и на любой другой грех. Для этого у него всегда нужны свидетели найдутся. Этот «богобоязненный» человек может их «целый десяток купить». И судья у Бычка «свой человек», потому что получил от него «немалую сумму» в ссуду, и становой его кум, и другим у него «есть чем руку позолотить».
У Бычка «взгляд лисичьий» и «волчья мысль». Об этом ему откровенно говорит другой персонаж драмы - Елена. Бычок считает, что за деньги можно купить все.
«Да я задавил бы себя своими руками, если бы убедился в том, что с деньгами у меня не будет, чего захочу! - заявляет глытай. - Зачем же и деньги тогда, на черта они, когда за них нельзя купить весь мир?»
При помощи денег Бычок, как паук паутиной, опутывает и свое село, и соседние села и слободы.
В селе о Бычке вот что говорят:
«2-й человек. <...> И где он столько денег набрал? Я так думаю, что его и в пять тысяч не впитается!
1-й человек. Может, и не впитает! .. Слышал я, будто то он с дворовых, из лакеев: у какого-то полковника служил, и то как умер, а он затаил деньги ... Продал Бога, теперь воцарился и обдир мир крещеный!
2-й человек. Ох, обдир, да еще и здорово обдир! Кто раз попался в его тиски, хватит упираться! Все село в кормизи! Это еще хуже наступило, как при крепостном праве!
1-й человек. Может, и хуже!
2-й человек. <...> Теперь так наступило: у кого деньги, тот и пан!»
Премьера «Глитая ...» состоялась 11 января 1883 в Чернигове. Роль Бычка выполнял автор, а Елены - Заньковецкая. Затем это произведение в течение многих лет выставлялся в Харькове, Николаеве, Киеве, Житомире, Одессе. Воронеже, Ростове-на-Дону, Таганроге, Петербурге, Москве и других городах Украины и России. Повсюду пьеса пользовалась большой популярностью, ее с успехом выставляли вплоть до 1894 года, когда она внезапно была запрещена и до показа в театре, и в печати. Образ сельского глытая Иосифа Бычка, созданный Кропивницким, был настолько правдивым, что зрители нередко актера олицетворяли с его героем и довольно неадекватно реагировали на отвратительные поступки этого персонажа. Вот что, например, рассказывает один из современников о выполнении этой роли Кропивницким: «Это надо было видеть. И не только видеть».
Его игру воспринимали впечатлительные люди всем существом своим и доходили до самозабвения. Известный факт, что однажды на спектакле «Глитая» какой-то экспансивный зритель с первых рядов не вытерпел и закричал вне себя: «Бей его, мерзавца!»
Так что когда художник Виктор Дени в 1922 году писал свой политический плакат "Хлебный паук", ему не надо было ничего придумывать. Кто такие кулаки, глытаи и мироеды в то время все уже давно прекрасно знали. И как они становились «первыми парнями на селе» - тоже. Причем, уже более 40 лет..
Если есть желание, прочитать пьесу «Глитай, або ж Павук» можно здесь. На украинском языке.
http://www.ukrlib.com.ua/books/printthebook.php?id=59&bookid=1
Почитайте. Весьма интересно и поучительно. Прикоснетесь к жизни настоящего украинского села, которое сегодня является священным культом для нынешних свидомых, которые в глубине души сами мечтают стать такими вот глытаями. И пануваты на собственном самостийном хуторе..