Серый Крокодил (grey_croco) wrote,
Серый Крокодил
grey_croco

Categories:

Прогресс против мигрантов. Часть первая

Вендинг made in СССР

Обсуждая проблему трудовых мигрантов и их необходимость для экономики страны, очень часто забывают о том, что в свое время СССР как-то ухитрялся обходиться без них, хотя потребность в рабочей силе у него была большая. Тем не менее, я вот не припоминаю толп таджиков с узбеками, не говоря уже о турках, арабах и прочих гражданах дальнего зарубежья, которые сегодня массами едут в наши южные края. Получается, что советская экономика как-то ухитрялась справляться без привозной рабочей силы, причем, демонстрировала при этом весьма неплохие темпы роста даже в 70-80-е годы, когда проблема свободной рабочей силы встала достаточно серьезно. За счет чего же это удавалось?

Факторов было много, но при этом хочу выделить два. О втором будет в следующий раз, сейчас же стоит рассказать о том, как пытались справиться с нехваткой людей в сфере торговли. Да, попытка эта была неполной и могла быть куда более эффективной. Тем не менее, даже в том виде, каком она была реализована, ее опыт вполне заслуживает самого пристального внимания.

Так о чем же пойдет речь? О торговых автоматах или на современном сленге – «вендинге».

Предыстория

Впервые автоматы в торговле появились 1885 году в Германии и получили широкое распространение в развитых капиталистических странах, как в чисто торговых предприятиях, так и на предприятиях общественного питания. Торговые автоматы применялись не только в крупных фирмах, но и в мелких. В конце тридцатых годов только в США насчитывалось около 2-х миллионов торговых автоматов. Широко использовались автоматы в торговой сети стран Европы.



1936 год. Торговые автоматы в США.




В 1898 году известной петербургской кондитерской фирмой «Жорж Борман» был установлен автоматический аппарат по продаже плиток шоколада. Автомат проработал недолго, а планы по расстановке серии автоматов по Петербургу не были воплощены в жизнь.



Магазин "Жорж Борман".



Сам автомат. Он представлял собой металлический домик с черепичной крышей, установленный на чугунном основании. Высота аппарата составляла 170 см, ширина – около 35 см. В корпус торгового автомата были вмонтированы часы и барометр.

Плитка шоколада отпускалась за монету 15 копеек. Ее нужно было положить в специальное отверстие, расположенное на лицевой стороне аппарата, и прокрутить находящуюся рядом ручку. Тогда внизу открывался защитный щиток, и выдвигалась купленная плитка шоколада.

До середины XX века в СССР торговля продовольственными и промышленными товарами с использованием автоматов была крайне ограничена.

В 1955 году в стране работало всего две закусочных-автомата: закусочная № 9 «Москва» в Москве и закусочная «Дружба» в Ленинграде. В этих торговых предприятиях для работы автоматов использовались жетоны с легендой «Гл.управления столовых ресторанов и кафе». Московская закусочная-автомат обслуживала в день около 10 тысяч человек. Дневной ее оборот составил свыше 40 тысяч рублей при работе с 8 до 21 часа.



Скан статьи о закусочных-автоматах в газете. 1938 год.

Это положение дел в торговле не устраивало советское правительство. Совет Министров СССР поручил Министерству торговли провести анализ зарубежного опыта и возможности страны по внедрению в торговлю автоматов для продаж продовольственных и промышленных товаров.



Автомат для продажи газет

Для проведения опытно-конструкторских работ в 1955-56 годах Минторгом было закуплено 37 типов торговых автоматов, из них:

В США 14 типов (штучных продовольственных товаров – 1 шт.; сигарет, папирос и спичек - 1 шт.; охлажденных напитков, вина и напитков в бутылках – 4 шт.; мороженного – 1 шт.; молока и молочных напитков – 2 шт.; горячих напитков и супов - 3 шт.; водного льда – 1 шт.; для опрыскивания одеколоном – 1 шт.);

Во Франции 7 типов (штучных продуктовых и промышленных товаров – 3 шт.; сигарет и папирос – 1 шт.; охлажденных напитков, вин и напитков в бутылках – 3 шт.);

В ГДР 5 типов (штучных продовольственных товаров – 2 шт.; сигарет, папирос и спичек 2 шт.; пива в розлив – 1 шт.); в ФРГ 4 типа (охлажденных напитков, вин и напитков в бутылках – 1 шт.; пива в розлив – 1 шт.; штучных товаров – 1 шт.; сигарет и папирос – 1 шт.);

В Швеции 3 типа (штучных товаров – 1 шт.; вина и напитков в бутылках – 1 шт; горячих сосисок – 1 шт.);

В Англии 2 типа (мороженного – 2 шт.);

в Голландии 1 тип штучных продуктовых товаров); в Дании 1 тип (штучных товаров).


После проведения ОКР часть автоматов была использована в торговой сети г. Москвы.

Дополнительно для организации опытной торговли через торговые автоматы в Москве было закуплено 270 автоматов десяти различных типов:

1. Автоматы для продажи сосисок, производство Швеция – 30 штук.
2. Автоматы для продажи пива в разлив, производство ГДР – 30 штук.
3. Автоматы для продажи холодных закусок, производство Голландия – 30 штук.
4. Автоматы для продажи молока, производство США – 10 штук.
5. Автоматы для продажи горячего кофе, производство США – 20 штук.
6. Автоматы для продажи бутербродов, производство США – 30 штук.
7. Автоматы для продажи мороженого в пачках, производство Англия – 30 штук.
8. Автоматы для продажи сигарет семи видов, производство США – 30 штук.
9. Автоматы для продажи газированных напитков, производство США – 50 штук.
10. Универсальные торговые автоматы для продажи кондитерских изделий, производство Дания – 10 штук.

В 1956 году были закуплены в ГДР 5 комплектов автоматов для установки их на территории стадиона «Лужники», комплект состоял из 60 автоматов, в т.ч. 50 автоматов для холодных закусок и 10 автоматов для пива в разлив. Такая система обслуживания населения просуществовала до конца 70-х годов.



Автомат для продажи сигарет/папирос.

Выпуск торговых автоматов с жетонным механизмом осуществлялся на Ленинградском, Киевском и Калининградском заводах торгового машиностроения Минторга СССР. Этими предприятиями до 1961 года было выпущено около 50 тыс. штук автоматов. Стандартный комплект оборудования для закусочной-автомата предусматривал:

Автомат для отпуска закусок – 5 шт.; автомат отпуска бутербродов – 5 шт.; автомат для отпуска газированной воды – 1 шт.; автомат для отпуска соков – 2 шт.; автомат для отпуска пива – 2 шт.; мармит для отпуска вторых блюд – 1 шт. и стойка для отпуска горячих напитков – 1 шт.



Автомат для продажи пива. Подобные в свое время стояли у нас в Одессе на Морвокзале. Стакан пива стоил 10 копеек.



Автомат для продажи кофе или какао.

Эти нормы являлись минимальными для организации автомата- закусочной и могли быть удвоены или учетверены, в зависимости от размера предприятия. В комплект торгового автомата входило 1000 штук жетонов.



Жетон для закусочной-автомата.

Также было налажено производство автоматов с монетоприемником. На предприятиях Министерства приборостроения и средств автоматизации СССР осуществлялся выпуск торговых автоматов с монетным механизмом, объем выпущенных до 1965 года составил более 300 тыс. автоматов. Средняя ориентировочная стоимость одного торгового автомата составляла около 8 тыс. рублей – соответственно Госплан СССР выделил на эти цели до 2,5 млрд. рублей капиталовложений.



Автомат для размена монет.

Вот стоимость некоторых товаров продаваемых через сеть торговых автоматов: мороженное в брикетах 60 копеек; шербет в бумажных стаканчиках – 45 копеек; сигареты 1-го сорта – 75 копеек; сигареты 2-го сорта – 60 копеек; конфеты – 30 копеек; кондитерские изделия – 45 копеек; ученическая тетрадь – 15 копеек; спички – 10 копеек; порция одеколона – 15 копеек.



Автомат для продаж соков.



Автомат по опрыскиванию одеколоном. Были и такие :)

В Москве было установлено несколько тысяч автоматов по продаже газированной воды. На всех станциях Московского метрополитена стояли автоматы по продаже жетонов для проезда, а на большинстве вокзалов автоматы по продаже билетов. В крупных городах (Ленинград, Москва, Нижний Новгород и др.) были популярны автоматы по продаже газет.



Автомат по продаже газированной воды.

В конце 1960-х годов в Москве открылся первый опытный магазин «Автоматторг». Торговое заведение без продавцов появилось напротив Театра имени Ленинского комсомола. Автоматы продавали молочные продукты (молоко, кефир, ряженку, плавленые сырки, сыр и масло в мелкой расфасовке и др.), бутерброды с сыром и варёной колбасой. Предприятие «Автоматторг» выпускало 12 видов всевозможных автоматов, которые поставлялись во все крупные города Советского Союза.



Эмблема Автоматторга.

По состоянию на 1978 год объединяло 74 предприятия (24 кафе-мороженое, 24 табачных магазина, 7 пивных магазинов, и прочие). По состоянию на конец 1970-х, в рамках объединения, на территории Москвы действовало более 2800 автоматов продававших газированную воду.



Статистика по торговым автоматам.



Автомат для продажи растительного масла.



Более современный вариант.


Тем не менее, магазин «Автоматторг» со временем был закрыт. Однако до самого конца СССР сохранялась популярность автоматов по продаже газированной и негазированной воды, подсолнечного масла в розлив, газетных автоматов и др.



Автомат по продаже горячих сосисок. Довольно экзотическая модель, надо сказать :)


Перевод статьи американского профессора А.Парри «Красные пытаются ввести торговые автоматы».

Журнал «Венд», ноябрь 1956 года.


Автор статьи – Альберт Парри, профессор русской культуры и русского языка, а также руководитель научно-исследовательского института по изучению России при Университете в Колгейте. Все изложенные в настоящей статье факты были взяты им из официальных советских материалов и из периодической печати. Профессор Парри – постоянный автор по русским проблемам в «Уоллстрит Джорнал», «Нью-Йорк Геральд Трибюн», в журналах «Харперс» и «Ридерс Дайджест» кроме того, он является автором 4-х книг.


Россия находится перед лицом все возрастающей нехватки рабочей силы в промышленности и сельском хозяйстве. Русские специалисты стремятся высвободить рабочую силу из торговой системы для работы на заводах и полях. Этим и объясняется недавно возросший интерес к внедрению автоматической торговли за железным занавесом. Однако дела не идут гладко.

Советские деятели постоянно утверждают, что автоматизация является ответом при решении все усложняющейся проблемы нехватки рабочей силы в России. Важным элементом этой проблемы должны явиться торговые автоматы.

На пути успешного осуществления шестой пятилетки 1956-1960 гг. стоит низкая рождаемость в годы войны 1941-1945 гг. Подросшая ныне молодежь этих лет рождения, только теперь достигающая рабочего возраста, лишь едва покрывает естественную убыль рабочей силы занятой в советской промышленности и сельском хозяйстве. Этой молодежи, безусловно, недостаточно для намеченного плана расширения советского народного хозяйства. Ее также недостаточно для широкого заселения и мощного развития Сибири и других районов Советской Азии. Как известно соответствующая кампания производится в настоящее время Москвой в качестве одного из элементов новой пятилетки. Помимо того, добровольный труд должен заменить собой жертвы концентрационных лагерей, многие из которых теперь действительно ликвидированы.

Отсюда неизбежно, что Хрущев должен был заняться розничной торговлей в России, учитывая ее гигантские объемы и низкую производительность труда в этой отрасли народного хозяйства. Осуществлявшиеся до последнего времени попытки государства улучшить работу магазинов и продавцов с тем, чтобы сократить их общую численность и направить излишних людей на заводы и колхозы в значительной мере оказались безуспешными. Но, заявляют Хрущев и компания, одним из путей решения этой проблемы должны стать торговые автоматы. Таким образом, началась последняя советская кампания за повышение производительности народного хозяйства.



Как сообщалось в статье М.Арлазорова «В магазины идут автоматы», опубликованной в московском журнале «Огонек» от 27 мая 1956 года, за один летний сезон в Москве замена продавцов автоматами сэкономит 30 млн. рублей.


Вот так вот. В послевоенное время у нас была огромная нехватка рабочей силы, которую срочно требовалось восполнить. Однако, тогда никто не стал приглашать в страну миллионы китайцев или индонезийцев, что бы дешево и сердито решить проблему. Была избрана другая стратегия – использовать внутренние ресурсы, опираясь при этом на научно-технический прогресс.

Чем это выгоднее? А вот чем.

Вместо привлечения полуграмотных или совсем неграмотных малоквалифицированных работников, от которых проблем для общества было бы куда больше, чем пользы, начался выпуск достаточно технологичной продукции, призванной их заменить. В результате были загружены работой заводы, рабочие и инженеры которых получили за это зарплату. Получили развитие исследовательские институты, занимающиеся конструированием новых моделей. Ну и наконец, техническое обслуживание торговых автоматов тоже требует определенной квалификации, соответственно, повышающий общий технический уровень страны. Да и зарплаты у специалистов куда больше, чем у стоящих за прилавками торговцев, да и труд куда более разнообразный. А заработанные деньги не уходят за границу в виде переводов, а возвращаются в национальную экономику, тем самым стимулируя их развитие.

Выгодно всем. И обществу и его гражданам.

Вот только для этого нужно такое общество, в котором общественные интересы ставились бы выше интересов отдельных категорий граждан..
Tags: СССР, история, техника
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments